США отучат банки от "плохих привычек"
Кризис в целом ослабел и экономика США настроилась на выход из рецессии, финансовую систему страны удалось стабилизировать. Но опасность, которая кроется в возможности возвращения к старым рисковым привычкам, не миновала. Надзор и еще раз надзор обещают банкирам в администрации президента Барака Обамы, чтобы избежать повторения пройденного
Вашингтон. 14 августа. IFX.RU - Администрация президента США Барака Обамы не позволит Уолл-стрит вернуться к докризисным привычкам и брать на себя чрезмерные риски. Необходимые для этого инструменты регулирования финсектора уже обсуждаются, заявил министр финансов США Тимоти Гайтнер в интервью The Wall Street Journal.
Финкомпании США после возвращения к прибыльности сразу же вспоминают о прежней практике и снова идут на неоправданные риски, отмечают аналитики. Однако Т.Гайтнер уверен, что правительство США в состоянии решить эту проблему.
"Я не думаю, что финансовая система возвращается к прежней практике, и мы не позволим этому случиться, - сказал он. - Левередж (соотношение заемных и собственных средств) крупных банков сейчас значительно ниже, подушки ликвидности намного более консервативны, балансы заметно уменьшились за счет избавления от проблемных активов. . . Самых слабых элементов системы больше нет".
Министр финансов снова подчеркнул, что функционирующая и прибыльная финансовая система является "неотъемлемым условием укрепления экономики".
"В результате достижения стабильности люди смогут привлекать средства, увеличивать капитал, занимать с большей легкостью и под более низкие проценты, и на этих рынках снова появится ликвидность", - отметил Т.Гайтнер. Он добавил, что возвращение прибыльности в ключевых секторах американской финансовой системы - "чрезвычайно хороший признак".
А какие у вас бонусы?
Вместе с тем администрация США озабочена возможностью очередной вспышки общественного недовольства, так как рост прибылей влечет за собой резко критикуемое повышение окладов и бонусов топ-менеджеров. Разгромленная кризисом и поддержанная из средств налогоплательщиков (правительство выделило $175 млрд для поддержки финкомпаний в рамках программы поддержки финсектора Troubled Asset Relief Program, TARP) Уолл-стрит не торопится отказываться от дополнительных бонусных выплат, и скандалы на эту тему один за другим сотрясают страну. Девять крупнейших банков США, получивших государственную помощь в рамках TARP, в конце 2008 года выплатили своим сотрудникам бонусы на сумму $32,6 млрд. Такие данные приводились в отчете генерального прокурора штата Нью-Йорк Эндрю Куомо. Шесть из девяти банков выплатили бонусы на сумму, превысившую их прибыль. Отчет генпрокурора вызвал возмущение в Конгрессе США. Общий убыток девяти банков в 2008 году составил почти $100 млрд.
Высока вероятность очередного бонусного скандала. Так, на прошлой неделе банк Wells Fargo & Co. объявил об увеличении базовых окладов топ-менеджеров, чтобы обойти правительственные ограничения бонусов для финкомпаний, получивших господдержку. Банки Уолл-стрит отвечают на все обвинения, что они удерживают таким образом талантливые кадры. Власти также убеждены, что у банков должна быть возможность вознаграждать работу своих сотрудников по своему усмотрению - лишь бы это не влекло ненужное увеличение рисков и не вредило долгосрочной устойчивости финкомпаний.
Под давлением общественного мнения правительство в июне создало должность "зарплатного царя", курирующего вопросы вознаграждения руководства финкомпаний. Этот пост занимает известный юрист Кеннет Фейнберг. К.Фейнберг контролирует все вопросы, связанные с выплатами, которые получают 100 топ-менеджеров 7 получивших господдержку компаний. В эту пятницу каждая из таких компаний представит компенсационные пакеты 25 наиболее высокооплачиваемых сотрудников. Но, как отмечала ранее пресса, министерство финансов США может обязать банки пересмотреть выплаты, которые воспримет как вознаграждение за ведение рискованных операций, или те, сумма которых значительно превышает размер бонусов в компаниях данного сектора.
А Палата представителей в ближайшее время должна будет рассматривать законопроект, согласно которому регуляторы могут получить инструменты для запрета выплат премиальных за рискованные операции банками и другими подведомственными им финансовыми организациями. Ожидается, что Сенат проголосует по этому вопросу не ранее осени.
Контроль и еще раз контроль
Однако регулированием зарплат дело не ограничивается, отметил в своем интервью Т.Гайтнер. По его словам, финсектору необходим более жесткий и эффективный надзор, если США надеются избежать повторения финансового кризиса. Рассматриваемая реформа регулирования расширит полномочия Федерального резерва в отношении крупнейших американских финкомпаний. Вероятно, будет создана новая правительственная организация, контролирующая ипотеку и кредитные карты, также будет усилен контроль над кредитными деривативами и хеджевыми фондами. Правительство и законодатели обсуждают и другие возможные меры, добавил министр.
Темпы внедрения нововведений в регулировании финсектора резко замедлились после опубликования чернового плана в июне. Однако Т.Гайтнер уверен, что все идет своим чередом и администрация США сможет реализовать все намеченные изменения и оформить их законодательно, когда Конгресс соберется в Вашингтоне на осеннюю сессию. Т.Гайтнер оценил остаточно высоко шансы администрации получить полномочия, которые позволят ограничивать неоправданные риски финансовой системы.
Президент Барака Обама ранее призвал законодателей принять меры по реформированию системы регулирования финансовых рынков и компаний. В частности, одним из элементов этого плана является повышение роли акционеров при определении вознаграждения, выплачиваемого менеджерам компаний. Глава государства дал понять, что может поддержать также идею введения отчислений для банков и финансовых компаний, ведущих рискованные операции, для формирования специального фонда, из которого в случае необходимости могли бы финансироваться чрезвычайные меры по их спасению.
Одной из составляющих плана по регулированию финрынка назвалась и возможность создания агентства по регулированию рынка потребительских финансовых услуг. Новое агентство, возможно, сможет диктовать правила для выпуска некоторых банковских продуктов, расширит требования по предоставлению информации. Администрация также хотела бы повысить требования к капиталу банков и ограничить их возможности по принятию на себя рисков.