Долги государства ударят по компаниям
Россия в ближайшие годы планирует активно занимать на внешних рынках, и это может серьезно осложнить жизнь частным компаниям - привлечение денег станет менее доступным, полагают эксперты. Также они отмечают, что большие объемы социальных расходов бюджета не дадут желаемого эффекта роста экономики
Москва. 12 августа. IFX.RU - Аналитики инвестиционных компаний, опрошенные агентством "Интерфакс", опасаются, что агрессивная долговая политика РФ может снизить доступность заемных средств для компаний на внешних рынках и вытеснить их с внутреннего. Кроме того, они считают, что увеличение социальных расходов в бюджете должно носить временный характер.
Как сообщалось ранее, правительство РФ на заседании 30 июля одобрило основные характеристики федерального бюджета на 2010-2012 годы.
В основных характеристиках федерального бюджета на 2010 год и на период 2011-2012 годов запланировано привлечение на внешнем рынке через выпуск ценных бумаг в 2010 году $17,79 млрд (613,6 млрд рублей), в 2011 году - $20,677 млрд (764,7 млрд рублей), в 2012 году - $20 млрд (784 млрд рублей).
И хотя, как отметил вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин, это только общие характеристики бюджета, а не бюджет в полном смысле этого слова, и правительство не обязано "все суммы, которые запланированы в следующем году, размещать", аналитики обеспокоены возможными последствиями таких больших объемов займов со стороны государства.
Государство перейдет дорогу частным компаниям
По мнению главного экономиста инвестиционной компании (ИК) "Тройка Диалог" Евгения Гавриленкова, правительству РФ, скорее всего, не удастся в 2010 году привлечь почти $20 млрд внешних заимствований по приемлемой доходности.
"Привлечение такой суммы приведет к значительному увеличению спредов между российскими облигациями и казначейскими облигациями США, учитывая, что квазисуверенные компании также будут по-прежнему занимать средства за рубежом. Это негативно скажется на доступности заемных средств для частного сектора. Можно увеличить заимствования на внутреннем рынке, но при этом государство просто вытеснит частных заемщиков из финансовой системы. В свете этого перспективы оживления экономики находятся под вопросом", - говорится в обзоре ИК.
По мнению главного экономиста Banc of America Securities - Merrill Lynch Юлии Цепляевой, результатом такой агрессивной долговой политики станет, во-первых, повышение расходов на обслуживание долгов, что является дополнительной нагрузкой на бюджет, а во-вторых, рост стоимости привлечения займов, что затруднит выход на долговые рынки компаний РФ.
"Ни одна развивающаяся страна в таких объемах не занимает, и хотя мы не ставим под сомнение, что такие объемы привлечь можно, планы Минфина РФ занимать под 8% годовых не кажутся нам слишком консервативными. Агрессивный план государственных заимствований может затруднить доступ корпоративного сектора на глобальный рынок капиталов, так как если государство начнет свою долговую экспансию, стоимость денег для корпоративного сектора также возрастет", - считает Ю.Цепляева.
По ее мнению, в долгосрочной перспективе дефицит бюджета РФ будет составлять 3-4% от ВВП. Уменьшить расходы настолько, чтобы перейти к профицитному или к низкодефицитному бюджету, скорее всего, не получится, особенно если учесть, что после нескольких лет достаточно высокого дефицита бюджета будет огромная потребность профинансировать регионы. "Я не вижу потенциала для серьезного сокращения расходов", - добавила эксперт.
В то же время Ю.Цепляева отметила, что, несмотря на то, что России придется занимать по $20-25 млрд на внешних рынках ежегодно, инвестиционный рейтинг страны не пострадает.
Кроме того, аналитики полагают, что если Россия собирается занимать на внешних рынках, это нужно начинать делать уже сейчас.
"России нужно начать занимать как можно быстрее, чтобы у рынка складывались ценовые ориентиры, так как в настоящее время долг РФ очень низкий и ликвидности не хватает", - сказала аналитик "ВТБ Капитал" Александра Евтифьева.
В то же время аналитик ING Bank Станислав Пономаренко считает, что правительство завысило потребность в увеличении долга, так как, по прогнозам экспертов ING Bank, доходы будут выше, чем это заложено в бюджете.
Соцрасходы важны, но экономику не подтолкнут
В целом же аналитики оценивают основные характеристики федерального бюджета на 2010-2012 годы как достаточно консервативные. Между тем большинство из них надеются, что по мере выхода страны из кризиса приоритетную часть в расходах бюджета займут все же инвестиции, а не соцрасходы.
Пока же запланировано, что более 70% бюджетных расходов в 2010 году будет иметь ярко выраженный социальный характер, эти средства будут работать на поддержку доходов граждан и предоставление им важнейших услуг.
"В следующем году приоритет отдается социальным расходам, при этом инвестиционные расходы из-за этого в некоторой степени ограничиваются. Это может снизить долгосрочный потенциал роста России. Опыт таких стран, как Ирландия и Италия, показывает, что во многом именно смена приоритетов в бюджетной политике и большее ее фокусирование на инвестиционной сфере и развитии инфраструктуры дало возможность резко сократить госдолг, повысить производительность труда и темпы роста экономики. Зарубежный опыт показывает, что государственные расходы нужно направлять именно в инвестиционные сферы и инфраструктуру, при этом не должно быть сильного перекоса в сторону повышения расходов на социальную сферу. Темпы роста инвестиционных расходов в номинальном выражении должны превышать темпы роста социальных расходов", - отметил главный экономист Deutsche Bank Ярослав Лисоволик.
Кроме того, Я.Лисоволик добавил, что для получения результата очень важно, чтобы качество государственных расходов было высоким, а для этого необходимо привлекать частный сектор.
"Сами по себе государственные расходы, особенно в инфраструктуру, могут оказаться недостаточно эффективными. В то же время частные инвестиции являются путеводителем при распределении госрасходов, показывая, в какие сферы их нужно направлять, где будет выше эффективность и отдача. В дальнейшем, когда процесс начинает развиваться при участии частного капитала, определенные риски, связанные с инвестициями в данной сфере, могут быть снижены за счет госинвестиций", - подчеркнул аналитик.
"В 2009 году большой объем бюджетных средств пошел на антикризисные программы по поддержке производителей, и план не очень-то сработал, сейчас пробуют что-нибудь другое, например, дать деньги потребителям и простимулировать рост спроса. Думаю, что увеличение соцрасходов наверняка даст прекрасный краткосрочный эффект, но потом мы можем иметь отдаленные неблагоприятные последствия, например, в виде роста инфляции. Кроме того, любая одноразовая акция - это плохо. Россия не может повышать соцрасходы постоянно, так как на это у нее нет ресурсов", - сказала Ю.Цепляева.
По мнению аналитика ING Bank С.Пономаренко, в текущем и, возможно, в следующем году делать упор на инвестиции в производство неправильно.
"В настоящее время мало кто думает об инвестициях в производство, так как пока достаточно много свободных мощностей и необходимости в новых нет. В то же время развитие инфраструктурных проектов, по моему мнению, могло бы быть полезным, так как привело бы к росту спроса в других отраслях и было бы хорошим фактором поддержки всей экономики РФ. Повышение социальных расходов стимулирует потребление, что, скорее всего, в конечно счете не приведет к экономическому росту, а просто может трансформироваться в более высокую инфляцию. Я считаю, что социальные расходы избыточны", - сказал С.Пономаренко.