Пьющие - "за"
Россияне в большинстве готовы поддержать новую антиалкогольную кампанию. Сравнение опросов показывает, что поддерживает борьбу с алкоголем почти столько же людей, сколько признаются в регулярных возлияниях
Москва. 12 августа. INTERFAX.RU - Большинство россиян поддерживает идею проведения антиалкогольной кампании и предлагает в первую очередь запретить продажу алкоголя молодежи до 21 года, отказаться от рекламы любого его вида, активнее пропагандировать здоровый образа жизни. Об инициативе президента РФ Дмитрия Медведева, по принятию государственной программы по борьбе с алкоголизмом и другими вредными привычками известно большинству (66%) россиян, треть граждан (32%) узнало об этом от социологов в ходе всероссийского опроса. Озвучена эта идея на прошлой неделе в ходе встречи главы государства с жителями Звенигорода. Тогда президент, акцентировав внимание на проблеме пьянства, сообщил, что бороться с этой проблемой "нужно настойчиво, но аккуратно".
Цифры поддерживающих и отрицающих антиалкогольную компанию были озвучены специалистами ВЦИОМ, которые провели опрос общественного мнения по данному вопросу в 140 населенных пункта России. По результатам опроса выяснилось, что новую антиалкогольную кампанию готово поддержать две трети россиян (65%), противников - значительно меньше (25%). Как выяснилось, женщины чаще склонны поддерживать проведение антиалкогольной кампании в нашей стране, чем представители сильного пола -71% против 57%. Треть россиян (32%) и почти каждая пятая россиянка (18%) - против антиалкогольной кампании.
Алкогольные хроники: Красноярск. 5 августа. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Прокуратура Красноярского края намерена добиться привлечения к дисциплинарной ответственности двух медиков из Манского района края, которые, по мнению сотрудников прокуратуры, косвенно виновны в том, что местная жительница-алкоголичка, отравившая четырех своих детей грудным молоком, не была вовремя лишена родительских прав. Как сообщается в пресс-релизе, распространенном прокуратурой в среду, трагедия произошла в мае текущего года, когда жительница района, находясь в состоянии алкогольного опьянения, покормила своих четверых месячных близнецов грудным молоком, после чего, желая сбить повышенную температуру тела у близнецов дала им парацетамол. Через сутки малыши умерли от острого комбинированного отравления этиловым спиртом в сочетании с парацетамолом. "О неблагополучии в семье знал участковый педиатр и фельдшер фельдшерско-акушерского пункта. Неоднократно посещая семью, они равнодушно отнеслись к образу жизни горе-родителей, который впоследствии привел к гибели малышей", - говорится в сообщении прокуратуры.
Согласно данным ВЦИОМ, в рейтинге наиболее популярных мер по борьбе с алкоголизмом лидируют: запрет на продажу алкоголя молодежи до 21 года (63%), запрет рекламы любого вида алкоголя, в том числе и слабоалкогольных напитков (57%), пропаганда здорового, трезвого образа жизни (47%).
В "середнячках" оказываются: введение уголовной ответственности за распитие спиртных напитков и появление в состоянии опьянения в общественных местах (34%), ограничение продажи алкоголя в утреннее время (31%), принудительное лечение от алкоголизма (29%), развитие современных медицинских методов лечения алкоголизма, в том числе нетрадиционных (25%), повышение цен на алкогольную продукцию (19%).
Замыкают список: организация обществ трезвости, анонимных алкоголиков (15%) и введение запрета на производство и продажу спиртных напитков (введение "сухого закона") (10%). Только 3% опрошенных считает, что вообще ничего не надо предпринимать, "государство не должно в это вмешиваться".
Интересно, что проводимый сравнительно недавно опрос того же ВЦИОМ показал, что число выпивающих в России с годами меньше не становится. Опрос также проводился в 140 населенных пунктах и показал, что число россиян, употребляющих алкогольные напитки, составляет 74% (против 77% в 1996 г.), причем стало больше тех, кто выпивает несколько раз в неделю. Число таких людей выросло почти вдвое – оно составляет 8% против 5%. При этом 23% наших сограждан употребляют алкоголь два-три раза в месяц, 18% - раз в месяц, 25% - реже, чем раз в месяц (в 1996 году - 29%). Каждый четвертый россиянин вообще не употребляет алкогольных напитков (24%) - в основном это жители столиц и средних городов (26% и 27% соответственно), а также респонденты старше 60 лет (47%).
Отметим, что в июле 2009 г. россияне выказывали отношение к антиалкогольной кампании – по крайней мере, в том виде, в котором она была реализована во времена Михаила Горбачева. По сравнению с 2005 г., число россиян, признающих необходимость и эффективность кампании 1980-х гг., снизилось вдвое (с 15% до 8%). Такое мнение характерно, главным образом, для южан (14%). Как и прежде, каждый третий (33%) считает, что идея была правильная, но допускались перегибы и ошибки, чаще об этом заявляют жители Северо-Западного (39%), Сибирского (40%) и Дальневосточного округов (42%).
Антиалкогольная кампания времен "перестройки" началась с принятия в 1985 г. двух постановлений - "О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма" ЦК. КПСС и "О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения" Совмина СССР N 410. Эти постановления предписывали представителям всем властным структурам страны – партийным работникам, администрации, чиновникам, сотрудникам правоохранительных органов – объединить усилия по борьбе с алкоголем. Помимо прочего сокращалось производство и количество алкоголя в продаже. Началась вырубка виноградников, многие из которых были уникальными: там выращивались сорта, на которые селекционеры положили многие годы жизни. Очевидцы рассказывали, что, например, в Молдавии, работники плакали, глядя, как уничтожается результат их труда. В крупных городах перед оставшимися винными магазинами выросли огромные очереди, процветало бутлегерство, на частных квартирах подпольно втридорога продавали алкоголь. Работники, имеющие доступ к медицинскому и техническому спирту на работе, стали активно выносить спирт или же сами втихаря очищали его и настаивали на мандариновых корках, перегородках грецких орехов и прочих "присадках". Спирт, водка, вино стали средством оплаты труда – алкоголем давали взятки, им расплачивались, например, с сантехниками. В 1987 г. экономическая ситуация, а, в некоторой степени, и общественное мнение заставили власти отказаться от дальнейшего плана реализации антиалкогольной кампании.
Вместе с капитализмом алкоголь вернулся в нашу реальность и стал ее неотъемлемой частью. В крупных магазинах алкогольные отделы предлагают самый широкий спектр – от дешевых слабоалкогольных коктейлей до самых дорогих сортов вин и крепкого алкоголя. Пиво и коктейли стали популярнейшими напитками среди малообеспеченных жителей и молодежи городов, в регионах по старинке пьют пиво и водку.
Алкогольные хроники: Петрозаводск. 31 июля. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - В городе Беломорск республики Карелия 35-летний местный житель, находясь в состоянии алкогольного опьянения, задушил свою 6-летнюю дочь, сообщили "Интерфаксу" в республиканском МВД. Как рассказал собеседник, мужчина состоит в разводе с матерью девочки. Ребенок проживал с мамой, но отец регулярно забирал девочку в гости на несколько дней. "В этот раз мужчина снова взял дочку на несколько дней. Накануне вечером он уложил дочку спать, а сам отправился выпить. После распития спиртных напитков мужчина, из неустановленных пока побуждений, задушил спящего ребенка", - отметили в МВД. Сразу после совершения преступления мужчина позвонил своей бывшей жене и рассказал о случившемся, а затем вышел на улицу и попросил прохожих вызвать милицию. Мужчина имеет погашенную судимость.
Попытки борьбы с популяризацией и употреблением алкоголя продолжаются практически беспрерывно. Наступление ведется на рекламном фронте – предлагается сократить объем "пивной рекламы". Пытаются ужесточить санкции за продажи алкоголя несовершеннолетним. Наконец, агитируют за принудительное лечение алкоголизма наравне с наркоманией. В частности, недавно за подобную практику высказались столичные власти. Руководитель департамента здравоохранения Москвы Андрей Сельцовский на заседании городского правительства 4 августа заявил, что введение системы принудительного лечения наркомании и алкоголизма может дать серьезные результаты и привести к снижению уровня этих заболеваний.
В июле текущего года обсуждалась данная проблема обсуждалась в очередной раз и в Госдуме – согласно поправкам к трем законопроектам, внесенным в Госдуму первым зампред комитета Госдумы по промышленности Валерием Драгановым, предлагает ввести порядок, согласно которому продажа алкоголя и пива (а также табака) будет осуществляться строго по паспорта. Данное предложение в некотором роде является калькой американской практики, где продажа табака и алкоголя ведется строго по предъявлению документа, удостоверяющего личность и возраст. Правда, обходится это правило с легкостью. Например, в некоторых магазинах тебе продадут алкоголь по предъявлению школьной карточки – как правило, ученики старших классов старше 18 лет, а потому продавцы не утруждают себя проверкой настоящего возраста. Наконец, любая американская комедия о школьной жизни предложит вам множество рецептов, как еще обойти это правило (в том числе, например, как подделать ID-карточку с указанием возраста).