Без пошлости
Сюзанн Вега в Москве доказала, что мода – это далеко не все, а вот стиль, талант и настоящая любовь к музыке меняют в жизни многое, более того, делают ее лучше
Москва. 1 августа. INTERFAX.RU - Концерты в пятницу обычно беспроигрышны: клерки предвкушают субботу и никуда не торопятся, молодежь начинает "веселье выходного дня". Собрать зал в пятницу значительно проще, чем в остальные будние дни проще даже не самым известным, а иногда и вовсе неизвестным музыкантам. Лето слегка корректирует это правило, особенно жаркое лето: половина горожан в отпусках, а оставшаяся половина отбывает на дачи, безвольно лежит в креслах на открытых верандах и никуда идти не хочет. В минувшую пятницу возле Б1 Максимум очереди не было. Это такая обычная примета, которая говорит, что полного зала не будет. Тем более, что выступала и далеко не самая популярная певица - Сюзанн Вега. В России широкая публика знает, пожалуй, лишь одну ее песню - знаменитый Tom‘s Diner, который в свое время даже присутствовал в жесткой ротации на MTV.
В Б1 было необычно прохладно, кондиционеры работали на полную мощность, начало концерта (собственно, как всегда), задерживалось. А потом - "Встречайте Сюзанн Вега из Нью-Йорка!" По аплодисментам публики стало ясно, что та половина зала, которая собрались в Б1, любит Сюзанн Вега. Пришли самые поклонники из поклонников, в большинстве своем те, для кого Вега - это любовь детства. Каждую песню певицы встречали и провожали плотными аплодисментами, которых не было, например, на концерте культового Патрика Стивена Морисси, хотя, казалось бы, Морисси - это знак, а Вега - просто скромная женщина из Америки, которая напевает и нашептывает незамысловатые песенки под акустику. Она делает это уже больше двадцати лет, у нее не портится голос, она не предает свою гитару, которую ей на концерте подавали бережно, как настоящее сокровище.
Про Вега принято говорить (да она и сама это признает), что ее музыка сформировалась под влиянием Лу Рида и Леонарда Коэна, но эта классификации влияний более условность, чем реальность. Ее музыка - это сочетание качественной игры на акустической гитаре, когда ты вдруг понимаешь, что звуки акустики - это то, чего тебе давно не хватало, великолепного чистого голоса и прекрасных грустных текстов без тени пошлости. И это обаяние самое певицы. Ее голос, гитара и тексты – все вместе превращается в акварельные картинки о людях и городе.
Вега говорит, что отстала от моды. Действительно, на фоне безумных юных певиц и выверяющих каждое полунастроение молодежи стареющих поп-звезд, она не выглядит модной и "актуальной". Но она, собственно, такой никогда и не была. И в этом какая-то особенная ценность Вега, которая, не изменяя себе, делает качественную музыку, музыку, слушая которую, ты остаешься человеком, думающим, грустящим, радующимся - здесь нет места воздействие на инстинкты. Вега старается работать на разум и чувства. И делает это великолепно, отыгрывая как хиты, так и менее известные песни: Blood Make Noise, Caramel, New York Is A Woman, Luka, тот самый Tom‘s Diner. Она не рядится в цветные тряпки, сохраняя верность черным вполне элегантным нарядам, в которых она уже много лет выходит на сцену. Она подщелкивает себе пальцам, удерживая ритм. И завораживает. Еще она улыбается публике со спокойной нежностью - как будто родным.
Вега обычно слушают почти как академическую классику, Москва не стала исключением. Это был концерт ради концерта, куда люди пришли именно слушать, а не тусоваться у бара, изредка поглядывая на сцену. Толпа у сцены не расходилась после того, как основная программа закончилась, не расходилась после того, как закончилась первая бисовка, и только после второй люди побрели к выходу. Из толпы кричали: "Браво, Сюзанн!" Такие крики редко услышишь на других концертах. Сама Вега, кажется, была удивлена тем, как ее принимают. То ли не верила в то, что в России ее кто-то слушает, то ли не верила в то, что ее так тепло принимают. Ей дарили цветы, она неловко и чуть застенчиво кланялась, посматривала на работавших вместе с ней на сцене гитариста и басиста - великолепных, отдающихся музыке. С иронией улыбалась, когда зал откликнулся криком на первые аккорды Tom‘s Diner. Великолепный стильный минимализм, который так редко увидишь в Москве.
В самом начале концерта она упомянула, что московское выступление закрывает ее европейский тур. Однако она не сказала, что это было ее первое выступление в Москве. Почему-то было очень приятно, что это первое выступление не стало разочарование ни для нее, ни для нас.