Стена внутри нас

Выставка фотографий "Падение Берлинской стены" – трагическая история о том, как простые люди становятся заложниками политики, как рушатся судьбы и как сложно все вернуть

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 30 июля. INTERFAX.RU - Колючая проволока, бетон, сетка, электричество, город, разделенный на две половины, сквозь кварталы, улицы и дома. Таким стал Берлин по решению Народной палаты ГДР, таким стал Берлин в результате длительной политической конфронтации, таким был Берлин с 1961 года, когда началось возведение Стены, и вплоть до 1989 года, когда Стена пала. Почти тридцать лет жители восточной и западной половин города были лишены возможности жить в едином пространстве, по разные стороны от стены были два абсолютно разных города – со своим строем, руководством и нравами. Однако ни восточная половина, ни западная никогда не забывали о том, что когда-то Берлин был одним городом. События 1989 года, когда стену начали разбирать голыми руками с обеих сторон, стали тому доказательством. С тех пор прошло 20 лет. Двадцать лет совместной жизни, когда Берлин вновь стал Берлином, не сразу, но стал. А Стена стала историей. Историей о том, как политика разрушает нашу жизнь, как она разделяет семьи, как она рушит судьбы. Двадцатилетию падения Стены посвящена фотовыставка "Падение Берлинской стены", которая в среду открылась в Манеже.

Сказать, что это фотовыставка, куда приходят, чтобы оценить достоинства работ отдельных мастеров, нельзя. Это такая популярная история в фотографиях, причем слово популярная в данном контексте лишено какой-либо уничижительности. Вряд ли многие из нас знают в деталях историю Стены. Полнота освещения налицо: от кадров, на которых натягивается колючая проволока там, где пройдет Стена, кадров, на которых руки аккуратно укладывают в нее камни, мы идем через весь зал, через 60-е, 70-е, 80-е к знаменитым фотографиям американца Энтони Сво, документировавшего события 1989 г. в Германии, – окровавленная рука вбивает долото в Стену. Начало и конец.

Стена есть на всех снимках. И по обе стороны люди. Потому что история Стены – это история берлинцев. На одной из работ женщина поднимает высоко ребенка, чтобы он помахал кому-то, оставшемуся по ту сторону стены. Вот человек с суровым лицом выглядывает из зарешеченного окна дома, который оказался на линии стены в восточной части. Потом из этих домов людей принудительно переселят. Вот умирающий 18-летний Петер Фехтер, который в 1962 г. пытался бежать через знаменитый Чекпойнт Чарли, но был застрелен и истек у Стены кровью. Вот подавление акций протеста в Восточной части Берлина, вот молодежь на манифестации в Западной. А вот цветы в дуле ружья у солдата, обнимающиеся люди, шампанское – Стена пала.

Отдельное место уделено истории побегов. Жители Восточной части пытались бежать на Запад самыми разными способами и средствами, включая самодельные летательные средства. На одной из фотографий обычная хозяйственная сумка на колесиках – в такой сумке в 1987 г. жительница восточной части Берлина вывезла "на Запад" ребенка.

Вот лица – Хрущев, Рейган, Кеннеди, Горбачев, Хонеккер. Люди, которые делали историю, люди, которые распоряжались судьбами. И снова простые берлинцы. Дети у рождественских елок. Женщины, заносящие в автобус детскую коляску. Можно сколько угодно игнорировать политику, но она никогда не игнорирует нас. И один "братский поцелуй" политиков может стоить значительно больше, чем просто знак внимания.

На выставке представлены несколько объемных документальных серий – все того же Энтони Сво, работавшего на культовые Time и Life, лауреата Пулитцеровской премии, призера World Press Photo. Он фотографировал падение стены, от и до, штурмующих стену горожан и пропускные пункты, те самые руки, вбивающие долото, поцелуи, отчаяние, переходящее в радость. Это настоящий репортаж, здесь не нужны кэпшены. Все понятно и без них.

Серия черно-белых фотографий Детлефа Штайнберга посвящена выводу Западной группы войск, затемненные работы. Пустеющие казармы, уходящие солдаты. Еще один знак эпохи.

Наконец, в самом дальнем конце зала прекрасная с точки зрения документалистики серия работ Петера Фришмута, цветные и черно-белые диптихи. Идея проста – одни и те же места сняты во время существования Стены и после ее падения. Фришмут работает на простом контрасте восприятия, однако вряд ли его можно всерьез в этом упрекнуть. Остается просто наблюдать, как Blumenhaus превращается в Breakfast Club. Здесь нет драмы и динамики, но это точка: что было и что есть. Фотографии Фришмута находятся в тупике зала: уходя с выставки, ты снова отматываешь историю. Снова смотришь на работы Сво, снова смотришь на колючую проволоку, на лица людей.

В день открытия выставки в одном конце зала тихо наигрывал мелодии оркестр, а в другом было слышно, как где-то лает, почти надрывается собака. В этом тоже своя логика.

Выставка открыта в Центральном выставочном зале "Манеж" (Манежная пл., д.1) ежеденевно до 30 августа.

Новости