"АвтоВАЗ" уволит четверть рабочих?
Руководство "АвтоВАЗа", по данным источников, может пойти на беспрецедентные по размаху увольнения: работы могут лишиться 27,7 тысяч сотрудников автозавода. При этом сама компания официально опровергает такие планы. В то же время, в условиях падения спроса на машины автогигант готовится к почти трехкратному сокращению производства в этом году
Москва. 28 июля. IFX.RU - Легенде российского автопрома не помогает ничего: ни миллиардная помощь из бюджета, ни госзаказы, ни льготные автокредиты с участием государства не могут оживить упавшего на бок великана. "АвтоВАЗ" вынужден сокращать производство и прибегать к непопулярным у сотрудников мерам.
Руководство автозавода объявило о беспрецедентных сокращениях персонала. "АвтоВАЗ" намерен уволить 27 тыс. 691 сотрудника, сообщили "Интерфаксу" несколько источников, присутствовавших на заседании поставщиков предприятия во вторник.
По их словам, исполнительный вице-президент "АвтоВАЗа" Игорь Комаров объявил об этих планах на заседании, на котором также присутствовал губернатор Самарской области Владимир Артяков.
На автозаводе заняты 110 тысяч человек, таким образом, увольнению подлежит четверть штата "АвтоВАЗа".
В свою очередь пресс-служба АО "АвтоВАЗ" в распространенном официальном заявлении опровергла эту информацию. "Данная информация не соответствует действительности. И.о. обязанности президента ОАО "АвтоВАЗ" Игорь Комаров не сообщал губернатору Самарской области Владимиру Артякову и членам губернского правительства о каких-либо намерениях компании сократить персонал автозавода. Была подтверждена приверженность руководства "АвтоВАЗа" сохранить в нынешних условиях трудовой коллектив", - отмечает пресс-служба предприятия.
Ранее сотрудники автозавода уже были переведены на сокращенный рабочий график, а с августа главный конвейер "АвтоВАЗа" вообще будет остановлен на месяц. Основной причиной внепланового простоя называется необходимость сокращения количества автомобилей, скопившихся в настоящее время на складах, для пополнения оборотных средств.
Кроме того, с сентября по февраль планируется перевести предприятие на сокращенную вдвое рабочую неделю, что приведет к двукратному сокращению заработной платы работников завода. Такие меры планировалось ввести, если продажи новых автомобилей всех марок в РФ будут подходить по итогам года к объему 1,2 млн машин, а доля "АвтоВАЗа" на рынке составит 30%.
Однако, уже сейчас стало понятно, что это заоблачные для "АвтоВАЗа" цифры. Согласно опубликованным данным, продажи "АвтоВАЗа" упали в I полугодии на 44% при общем падении рынка на 49%, составив 179 тыс. 870 штук. На начало июля складские запасы завода насчитывали 80 тыс. автомобилей - при том, что в июне продажи Lada составили 28 тыс. 851 штуку.
В условиях кризисного падения спроса на автомобили "АвтоВАЗ" готовится к почти трехкратному сокращению производства в этом году. На совещании во вторник, как свидетельствуют источники, И.Комаров объявил производственный план предприятия на 2009 год в 332 тыс. машин и машинокомплектов. В этом том числе 260 тыс. штук предприятие намерено реализовать на внутреннем рынке, 33 тыс. - на экспорт, а также произвести 39 тыс. машинокомлектов. Для сравнения - в 2008 году "АвтоВАЗ" произвел 801,6 тыс. Lada. Вместе с машинокоплектами завод выпустил в 2008 году 943 тыс. автомобилей.
С сентября до конца текущего года "АвтоВАЗ" планирует выпустить менее 128 тыс. Lаda, говорит источник, ссылаясь на слова И. Комарова, в том числе в сентябре - 31 тыс. 312 штук, октябре - 32 тыс. 152 штуки, ноябре - 29 тыс. 211 штук, декабре - 35 тыс. машин.
В первые 6-7 месяцев 2009 года компания намерена произвести 210 тыс. автомобилей. Однако, по данным АСМ-Холдинга, "АвтоВАЗ" произвел в I полугодии 2009 года 139 тыс. 404 машины - 66% от запланированного. За тот же период 2008 года заводом было выпущено 384,5 тыс. автомобилей.
Сокращение четверти персонала (если оно произойдет) крупнейшего в России автозавода, который к тому же "кормит" население всей Самарской области, а также прилегающие к ней регионы, только усилит недовольство и протестные настроения граждан. Не исключено, что государству, во избежание социальных катаклизмов, придется вновь помочь "АвтоВАЗу".
Между тем, независимый профсоюз работников ОАО "АвтоВАЗ" "Единство" в связи с планами автоконцерна уволить четверть сотрудников не будет объявлять забастовку, но ужесточит требования на запланированном митинге, заявил лидер профсоюза Петр Золотарев.
"Эти намерения руководства "АвтоВАЗа", безусловно, повлияют на наши требования, которые на предстоящем 6 августа митинге прозвучат значительно жестче, чем ранее планировалось. Наша акция протеста пройдет в форме митинга. О забастовке речи не идет, поскольку для ее проведения нужна подготовка. Но, в любом случае, во время митинга предприятие работать не будет", - сообщил сопредседатель Межрегионального профсоюза работников автомобилестроения П.Золотарев во вторник "Интерфаксу".
Как сообщалось, профсоюз "Единство" подал заявку на проведение митинга в мэрию Тольятти, и городские власти уже подтвердили факт поступления этой заявки. "На данный момент официальное разрешение на проведение акции еще не получено, но оно должно поступить не позднее, чем за 5 дней до даты проведения митинга, соответственно, до 1 августа", - сообщил П.Золотарев.
По его мнению, если руководство "АвтоВАЗа" не прислушается к требованиям профсоюза не сокращать заработную плату и численность работников, то нельзя исключать, что к октябрю социально-экономическая ситуация в Тольятти будет сравнима с событиями в Пикалево.
"Все должно проясниться к октябрю. Если улучшений не будет и руководство предприятия не прислушается к нашим требованиям, нельзя исключать резкого обострения ситуации", - считает глава профсоюза.