Блеск и нищета нашего флота

Отечественное судостроение в скором времени, возможно, не сможет удовлетворить оборонные нужды страны: России придется закупать боевые корабли на Западе. И проблема, как выясняется, не в деньгах

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 25 июля. INTERFAX.RU – Россия в ближайшей перспективе будет вынуждена покупать военные корабли за рубежом, так как отечественное судостроение не обеспечивает оборонных интересов страны, считает российский военный эксперт.

"Отечественное судостроение находится в стадии необратимой деградации и уже сегодня не обеспечивает оборонных интересов страны. При сохранении существующих социально-экономических тенденций у российского ВМФ остается только один шанс на выживание – приобретать корабли на Западе", - сказал "Интерфаксу-АВН" в субботу заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.

Эксперт пояснил, что значительная часть действующих боевых кораблей ВМФ РФ будет списана в течение ближайших 10-15 лет, а низкие темпы строительства новых не компенсируют эти потери.

"В период 90-хх гг. ХХ в. в состав флота вошло только около трех десятков кораблей всех классов, включая катера, которые, к тому же, в подавляющем большинстве, были заложены еще в советский период. А с начала 2000-х гг., флот получил всего 4 новые единицы", - констатировал эксперт.

По его словам, сегодня в боевом составе российского ВМФ имеется 29 атомных подводных лодок, 19 дизель-электрических подводных лодок, 1 тяжелый авианесущий крейсер, 6 крейсеров, 8 эсминцев, 11 больших и 29 малых противолодочных кораблей, 7 сторожевых кораблей, 15 малых ракетных кораблей, 28 ракетных катеров, 36 тральщиков, 21 десантный корабль.

В числе главных причин невысоких темпов строительства новых кораблей он отметил технологические и кадровые проблемы судостроительной отрасли. При этом финансовый фактор, по словам эксперта, не является решающим.

"Видимо, дело уже не в финансировании. Потому что до 2008 г., до начала кризиса, у нас было очень много денег, но это нисколько не помогло. Строительство кораблей велось безобразно низкими темпами, пример – корвет "Стерегущий". Этот маленький, ничем не примечательный корабль водоизмещением менее двух тысяч тонн, строился целых семь лет", - сказал эксперт.

По его словам, это может быть нормально для Аргентины, других развивающихся стран. Но Россия должна строить такие корабли по несколько штук в год. "Тут дело в утрате технологий и кадров", - сказал Храмчихин.

Как отметил собеседник агентства, ситуация усугубляется отсутствием внятной концепции военного строительства, в том числе, государственной программы развития военно-морских сил.

Он назвал несостоятельными заявления о масштабных планах модернизации российского флота. "Когда мы купались в деньгах, корабли строились темпами абсолютно микроскопическими. Сейчас у нас финансовый кризис, и, соответственно, не будет строиться, видимо, вообще ничего", - сказал он.

Говоря о современном российском Военно-морском флоте, Храмчихин отметил, что суммарно, включая все корабли 4-х флотов – Тихоокеанского, Балтийского, Северного, Черноморского, и Каспийской флотилии по боевому потенциалу наш флот занимает 4-5 место в мире. "Однако такая оценка во многом формальная. Следует принять во внимание, что наши флоты разделены и в случае необходимости попросту не имеют возможности оперативно усиливаться один за счет другого", - подчеркнул эксперт.

Особую озабоченность, по словам специалиста, вызывает ситуация на Тихоокеанском флоте. "Если рассмотреть ситуацию по отдельным флотам, то она совсем плачевна. Особенно это касается ТОФа, который потенциально противостоит флоту США в этом регионе и мощнейшим флотам Японии и Китая", - сказал он.

По словам Храмчихина, в составе Тихоокеанского флота 7 атомных подводных лодок, 7 дизель-электрических подводных лодок, 1 крейсер, 1 эсминец, 4 больших противолодочных корабля, 5 малых противолодочных кораблей, 3 малых ракетных кораблей, 7 ракетных катеров, 8 тральщиков, 4 десантных корабля. "С учетом того, что эти силы разделены на Приморскую и Камчатскую флотилию, между главными базами которых 2,5 тысячи километров, надводной составляющей ТОФа и американцы, и японцы, и китайцы могут просто пренебречь", - констатировал эксперт.

Говоря о перспективах развития ВМФ России, он отметил, что "скорее всего, через 10-15 лет мы уверенно будем занимать место во втором или даже третьем десятке боевых флотов мира".

"Ситуация усугубляется еще и тем, что из всего имеющегося в составе ВМФ РФ количества кораблей и подводных лодок 15 атомных и 3 дизельные субмарины, 2 крейсера, 3 эсминца, 3 больших противолодочных корабля, 14 малых противолодочных кораблей, 2 малых ракетных корабля, 6 ракетных катеров, 9 тральщиков и 9 десантных кораблей находятся в ремонте или консервации", - сказал Храмчихин.

Новости