ФАС поборется за дешевые авиабилеты
ФАС добралась до цен на авиабилеты. "Застукав" две недели назад "Аэрофлот" на завышенных тарифах, антимонопольная служба решила проверить и все остальные авиакомпании на предмет корректности ценообразования. ФАС недоумевает, почему при снижении цен на топливо стоимость авиабилетов не падает, ведь доля керосина в цене билета составляет 40%
Москва. 22 июля. IFX.RU - Пожалуй, в России нет отраслей, которые остались бы без зоркого пригляда Федеральной антимонопольной службы. ФАС строго следит за поведением компаний на рынке, пресекая любые поползновения кого-либо нарушить правила конкуренции, а с ними и интересы простых граждан. Антимонопольщики проверяли торговлю, нефтяников, банки, угольные компании, железнодорожников, энергетиков. Другое дело, что в условиях либерального антимонопольного законодательства их деятельность не всегда бывает высоко результативной.
Теперь ФАС добралась до авиакомпаний. Глава службы Игорь Артемьев заявил о намерении провести анализ ценовой политики российских авиакомпаний. Действительно, в условиях снижения цен на нефть стоимость авиабилетов почему-то не падает.
По словам Артемьева, доля авиакеросина в цене авиабилета составляет около 40%, поэтому авиакомпании должны следить за колебаниями мировых цен на нефть и соответственно корректировать цену авиабилетов. "Мы хотим послать сигнал авиакомпаниям: вы так же зависите от нефтяных цен", - сказал он.
"Мы хотим проверить всю систему авиационных билетов, а нам говорят: она такая во всем мире. Но я считаю, что это напоминает скрытую комиссию в банках, когда тебе говорят о процентной ставке в 12%, а на самом деле набегает 70%", - сказал руководитель ФАС. Тем не менее, он оговорился, что это мнение является его личной позицией, и к окончательному суждению он может прийти только по итогам анализа ценообразования на авиабилеты. "Возможно, я ошибаюсь, и мы вам об этом сообщим", - добавил Артемьев. "Если под двадцатью видами тарифов есть экономическое содержание, мы это признаем", - заявил глава ФАС.
Он также отметил, что ФАС считает необоснованным механизм, исключающий возврат авиабилетов. "Железнодорожные билеты можно сдавать, билеты в театр можно, а тут нельзя. Почему нельзя?", - задался вопросом Артемьев.
ФАС решил побороться за ценообразование во всей авиации после того, как "поймала" лидера отрасли - "Аэрофлот" на фактах завышения цены на билеты. Проверка проводилась по обращениям граждан, которые пожаловались, что "Аэрофлот" поднял тариф на авиаперевозки по маршруту Красноярск-Норильск-Красноярск до 36 тыс. рублей. При этом действующий предельный тариф на авиаперевозки по линии Красноярск-Норильск, установленный Минтрансом Красноярского края, составляет 8,5 тыс. рублей. В начале июля Красноярское управление ФАС признало авиакомпанию нарушившей закон о защите конкуренции. Комиссия ФАС выдала компании предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства. О том, было ли исполнено это предписание, пока ничего не сообщается.
В любом случае, тема дороговизны авиабилетов при падении цен на нефть не нова, в той или иной степени она поднималась в прессе и в частных разговорах. Авиакомпании всегда могли аргументировать отказ снизить цены на проезд тем, что расходы на авиатопливо тут не являются решающими. Гораздо более существенную роль играет стоимость техобслуживания самолетов, цена запчастей, предполетной подготовки. Аэропортовые сборы также зависят от ряда технических деталей. На все эти вещи цены не падают, а, скорее, увеличиваются. Вот авиакомпании и оправдываются, что снижение стоимости топлива не поглощает роста цен на все остальные "расходники" и работы, поэтому стоимость авиабилетов снижаться не может.