Банк России запустил опрос покупателей страховок в интернете на предмет навязанных услуг
Москва. 31 июля. INTERFAX.RU - Банк России через свой сайт проведет опрос граждан, которые при покупке услуг страховщика в интернете сталкивались с предустановленными знаками. Им предложат пройти опрос и проинформировать ЦБ о нарушениях, говорится в сообщении регулятора.
Предустановленные знаки означают автоматическое согласие потребителя на оплату полиса. Не заметив их и не удалив, клиент дает согласие на списание средств со своего счета в оплату страховых услуг при покупке через интернет, возможно, совершенно других услуг.
"Чаще всего такие автоматические согласия встречаются на сайтах и в приложениях туроператоров, авиакомпаний, сервисов покупки билетов и аренды самокатов. Продавцы, которые выступают агентами страховых компаний, рассчитывают, что потребитель оплатит страховку по невнимательности и не станет ее возвращать - или из-за того, что не знает о 14-дневном периоде охлаждения (когда можно отказаться от покупки и вернуть уплаченные за страхование деньги полностью - ИФ), или из-за сравнительно небольшой стоимости (обычно не более 500 рублей)", - объяснили в ЦБ.
В 2022 году Банк России и Роспотребнадзор предупредили страховые компании и их агентов о том, что такая практика недопустима, и начали применять надзорные меры. В ЦБ рассчитывают, что опрос поможет сделать эту работу более эффективной.
Предупреждение, опубликованное Банком России и Роспотребнадзором год назад для страховщиков, а также уполномоченных ими агентов, касались негативной практики навязывания страховок при продаже авиа- и железнодорожных билетов, в ходе чего покупатель, не заметивший предустановленного знака (например, галочки) и не избавившийся от него при оформлении заказа на билеты в электронном виде, поневоле и автоматически оплачивал и страховой полис, хотя речь идет о сугубо добровольных видах страхования.
В своем предупреждении в 2022 году ЦБ обращал внимание участников рынка и их представителей, что такая практика недопустима, что выявленные нарушения повлекут соответствующие надзорные меры. На протяжении 2022-2023 годов представители Банка России, а также финансовые уполномоченные неоднократно в ходе публичных выступлений предупреждали о недопустимости подобной недобросовестной практики, нарушающей права потребителей.