Нужны ли в Москве эвакуаторы
В Москве состоялись общественные слушания о проблемах использования эвакуаторов автомобилей на улицах города
Москва. 15 апреля. INTERFAX.RU – Нужны в Москве эвакуаторы или нет? Этот вопрос попытались решить во вторник во время общественных слушаний "Проблемы использования эвакуаторов автотранспортных средств", сообщает агентство "Интерфакс". Как заявил первый заместитель руководителя центра организации дорожного движения правительства Москвы Ансар Арифулин, в случае упразднения службы эвакуации неправильно припаркованных машин транспортного коллапса в Москве не будет, но ситуация на дорогах, несомненно, усложнится. "Один автомобиль, оставленный в неположенном месте у магазина на 15 минут, может на час парализовать движение транспорта на перекрестке", - пояснил он.
Согласился с Арифулиным и руководитель Московской городской службы перемещения транспортных средств (ГСПТС) Сергей Лукьянов, который рассказал, что ежедневно в городе возникают десятки ситуаций, когда неправильно припаркованные автомобили блокируют движение не только общественного транспорта, но и машин пожарных, уборочных и ремонтных служб. "Или будем жить в грязном городе, или будем переставлять машины и давать возможность убирать улицы", - отметил он.
Руководитель ГСПТС также сообщил, что в службе существует "телефон доверия", по которому при необходимости можно узнать, куда был транспортирован неправильно припаркованный автомобиль.
Казалось бы, все логично: мешающие машины можно и нужно убирать с дорог. Однако, при более внимательном рассмотрении ситуация оказывается не столь однозначна. Так, выступивший на слушаниях президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин отметил, что "автомобили нередко эвакуируют с мест, где они никому не мешали, а ночью забирают не оттуда, где они мешают, а там, где их удобнее зацепить". Он обратил также внимание на то, что термин "создавать препятствия для движения других транспортных средств" - понятие весьма размытое, и зачастую о справедливости решения об эвакуации автомобиля, принимаемое сотрудниками соответствующих служб, не может быть и речи. "Эвакуация, как правило, проводится без понятых, а в протоколе указаны или несуществующие понятые, или сотрудники ГИБДД или ГСПТС", - сообщил президент Коллегии.
Травин также отметил и неудобство процедуры возвращения эвакуированного автомобиля владельцу, - для того, чтобы забрать своего "железного коня" со штрафстоянки, человеку приходится сделать по городу на другом автомобиле "15 ненужных поездок", что "дорого обходится и городу, и людям".
Как же бороться с произволом сотрудников ГИБДД и ГСПТС, которые зачастую принимают ничем не обоснованные решения об эвакуации автомобиля? Можно подать на эти организации в суд на основании статьи КоАП "незаконное воспрепятствование пользованием транспортным средством". Однако, как рассказал профессор РГПУ им. Герцена (Санкт-Петербург) Александр Кобринский, на практике оказывается, что это "мертвая статья": дело в том, что срок давности по ней составляет всего лишь 2 месяца, а для того, чтобы доказать в суде незаконность эвакуации автомобиля и получить из федерального бюджета деньги, уплаченные за его хранение, может потребоваться 1,5-2 года. Вот и получается, что привлечь к ответственности инспектора, вынесшего незаконное решение об эвакуации автомобиля, практически невозможно, к тому же процесс этот оказывается столь хлопотным, что большинство водителей, получив обратно свои машины, предпочитают с этим "не связываться".
Правда, иногда происходят случаи, привлекающие всеобщее внимание. Так, например, 3 февраля сотрудник ГИБДД принял решение эвакуировать с одной из улиц Санкт-Петербурга автомобиль, в салоне которого, как оказалось, находился 8-летний мальчик. Заметил он в машине ребенка или нет – сейчас уже сложно сказать. В ГИБДД Петербурга и Ленинградской области тогда заявили, что инспектор, эвакуировавший автомобиль с ребенком, не нарушил закон и не имел злого умысла. "Вся эта история - случайное стечение обстоятельств, инспектор применил задержание автомобиля абсолютно правильно", - сказал журналистам начальник ГИБДД Приморского района города Александр Кузнецов.
Однако, отец мальчика, Игорь Ильясов, с этим не согласен. Он сообщил, что оставил машину на "аварийке" буквально на несколько минут, чтобы купить в магазине бутылку воды для охлаждения перегревшегося двигателя. Правда, тогда все закончилось мирно: инспектор ГИБДД принес Ильясову свои извинения, после чего отец "эвакуированного" мальчика отозвал свое заявление с требованием проведения проверки действия инспектора.
Напомним, что вопрос об оправданности службы эвакуации неправильно припаркованных автомобилей был вновь поднят в связи с тем, что в понедельник, 14 апреля, в Госдуму были внесены для рассмотрения поправки в статью 12.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, касающиеся запрета эвакуации транспортных средств с мест их стоянки или остановки.
Так, в соответствии с поправками запрещается перемещение транспортного средства при помощи эвакуатора и помещение на специально отведенное охраняемое место в случае, если водитель нарушил правила стоянки и разместил транспортное средство у многоквартирного дома, на территории общего пользования, автомобильной дороге или подъездных путях к многоквартирному дому. Также это касается случаев нарушения водителем правил стоянки или остановки, если транспортное средство принадлежит Вооруженным силам, внутренним войскам МВД, войскам гражданской обороны или инженерно-техническим и дорожно-строительным воинским формированиям при федеральных органах исполнительной власти.
Мария Христианова