Беспечный Томпсон

Экспансия мифологии эпохи 60-х распространяется по всему миру, только этим можно объяснить выход в российский прокат неигрового фильма "Гонзо" о Хантере Томпсоне – основоположнике гонзо-журналистики и легенды шестидесятых

Москва. 16 июля. INTERFAX.RU - Для любого этноса исключительно важным культурным понятием является "золотой век". Обычно им называется эпоха, мифология которой включает в себя ощущение огромных возможностей проявить себя для большинства населения, свобода, радость, богатство и т.п. У молодого американского этноса таких золотых веков, пожалуй, три: период после подписания Декларации независимости, окончание освоения Дикого Запада во второй половине девятнадцатого века и революция второй половины шестидесятых – начала семидесятых прошлого века. В эпоху кризиса внимание к "золотому веку" обостряется, культура становится ретроспективной, ностальгической, потому что настоящее безрадостно, будущее неопределенно, но было однажды нечто такое, за что можно как-то внутренне "зацепиться" и успокоиться. Про независимость и освоение земель уже сказано много, а шестидесятые, эпоха молодости тех, кто правит страной и может повспоминать о выходках юности, - они еще совсем рядом.

Какие мифы доминируют в массовом сознании об этой эпохе? Честные политики, которые жертвуют собой ради всеобщего блага: братья Кеннеди, Мартин Лютер Кинг. Музыканты и художники, которые одновременно являются лидерами в формировании общественных настроений: Боб Дилан, Энди Уорхол, Джимми Хендрикс, Дженис Джоплин и масса других, которые далеки от шоу-бизнеса и находятся на расстоянии вытянутой руки. Движение против войны во Вьетнаме объединяет нацию в едином пацифистском порыве. Голливудское кино уступает место "независимым" бунтарям, которые закрепляют и мифологизируют новое чувство абсолютной свободы в главном воспитательном органе страны. Кинотеатры драйв-ин под открытым небом и огромные автомобили, из окон которых можно смотреть кино и в это время заниматься любовью. Наркотики, хиппи, свободная любовь, ощущение того, что наступает новое время, которое точно будет лучше всего того, что было прежде. Весь этот винегрет настолько многогранен, что массовая культура США еще столетие может спокойно черпать оттуда материал и развлекать им население. Кино и музыка тех времен до сих пор переиздаются многомиллионными тиражами, стилизациям нет конца, а с недавних пор стали очень популярны документальные фильмы о последнем американском "золотом веке". Это и No Direction Home, и Easy Riders, Raging Bulls, и Decade Under the Influence – везде заявленная тема становится новым поводом для сладостных воспоминаний.

Хантер Томпсон курил марихуану, пил, не просыхая, колесил по стране с бандой "Ангелов смерти", соблазнял девушек чаще, чем Джеймс Бонд, а после писал сюрреалистические репортажи о своих похождениях. А еще писал книги, снимался для телешоу и любительских фильмов, устраивал публичные скандалы и благополучно застрелился несколько лет назад в зрелом возрасте. В фильм вошли воспоминания людей, имеющих отношения к Томпсону, кадры с его участием и, главная приманка для российских зрительниц, Джонни Депп, читающий вслух отрывки из книжки Томпсона. Депп сыграл Томпсона в "Страхе и ненависти в Лас-Вегасе" Терри Гиллиама, так что ему есть, что сказать о человеке, в которого он перевоплотился. Еще в фильме будут Роберт Олтмэн, Питер Богданович, Уоррен Битти, Джон Кассаветис, Фрэнсис Коппола, Клинт Иствуд и куча других знаменитостей, так что фанатам американских шестидесятых, которых в Москве сколько угодно, будет на кого потыкать пальцем с радостным гоготанием.

Мой сарказм может показаться неуместным, но зарубежная документалистика так редко бывает на наших киноэкранах, что отбор фильмов должен быть особенно пристрастным. Почему именно "Гонзо", да еще сразу после "Вальса с Баширом"? Я не знаю, но раз показывают хоть что-то, так надо идти и смотреть, потому что потом опять может быть перерыв на несколько лет, как это уже было совсем недавно. Помните, сначала "Накойкаци", "Птицы", фильмы Мура и "Двойная порция", а потом – тишина. Значит, нужно голосовать за документалистику рублем, даже если вам абсолютно плевать на всех шестидесятников вместе взятых или если вы и так знаете о них все. Иначе себе дороже выйдет.

Обозреватель Сергей Сычев

Новости