Конструктивная дедовщина. Фото

В России закончился весенний призыв. Корреспонденты interfax.ru вышли на улицы города, чтобы узнать, почему молодые люди не хотят служить в армии, верят ли они в дедовщину и как можно вернуть армии былое уважение

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 15 июля. INTERFAX.RU – Когда-то давно – очень давно – служить в армии было почетно, уважаемо и выгодно. Армия давала практически безусловную возможность для мальчиков сделать карьеру, получить образование, достаток. Российская армия и сейчас в центре внимания, однако позитив давно сменился на негатив. Бедность, дедовщина, отсутствие перспектив – все это сделало для молодежи службу в армии крайне непривлекательной. В период призыва в военкоматах больших городов разыгрываются настоящие драмы, родители грудью защищают своих детей, идут на всевозможные ухищрения, раздают взятки. Все это делается с одной целью – их ребенок не должен служить. Ни в коем случае.

Правозащитники из года в год старательно фиксируют все нарушения в ходе призывной кампании, в частности, в этом году таковых было насчитано 14 тысяч. Член совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Сергей Кривенко заявил, что большая часть этих нарушений совершается в военкоматах, причем множество претензий, как отмечают правозащитники, существует к врачам.

Сегодня завершается очередной весенний призыв. Источники в министерстве обороны накануне сообщили, что план призыва выполнен полностью: "По предварительным данным, поступившим в Генеральный штаб Вооруженных сил из военкоматов России, в армию и на флот, в другие войска силовых ведомств в ходе весеннего призыва призвано, как планировалось, 100% новобранцев - это 305 тыс. 506 человек". Наши корреспонденты в тот же день вышли на улицы, чтобы узнать, как относятся к армии простые граждане, в первую очередь, мужчины. Как и следовало предполагать, ответы получились достаточно однородными. Большинство молодых людей сообщили, что они не служили в армии и не хотели бы служить, причем они подчеркивали, что служба в армии в том виде, в котором она предлагается в настоящий момент, - это, по сути, бессмысленное занятие. Так, 30-летний менеджер по развитию Марат отметил: "Я не служил потому, что даже с очень большой натяжкой два года такого времяпрепровождения долгом родине не назовёшь. И уж тем более защитником Отечества ни во время, ни после ты не становишься". Тридцатилетний Максим, руководитель отдела транспортной компании, был еще более прямолинеен: "Невыносимые условия службы, близкие к тюремным, и выброшенные два года жизни".

Прямая речь: Заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных сил РФ Василий Смирнов - "Количество уклонистов уменьшается, но число их все равно значительное. Весной 2009 года от прохождения военной службы уклонилось 7100 человек (в 2008 году - 7751, а в 2007 году - 12521)".

Артем - журналист (25 лет) - отметил, что он готов было бы служить при условии, что срок службы составляет год, а условия были бы человеческими: "У меня нет резкого неприятия самой идеи военной службы, это вполне достойный опыт. Но если государство заставляет служить, то есть армия не является профессиональной, то оно обязано обеспечить нормальные условия. Если же оно не справляется с этим, то и граждане могут чувствовать себя свободно от обязательств служить". Все опрошенные были солидарны в том, что одной из главных проблем в армии является дедовщина – это факт очевидный. Старшее поколение отмечает и то, что изменился общий психологический фон. Анатолий Степанович, 69 лет, пенсионер, отметил: "Раньше служить было престижно, а сейчас общее настроение – от армии надо уйти любым путем. Конечно, всех пугает дедовщина и унижения. В современную армию я бы точно не пошел служить". Отметим, что уровень снижения уважения к армии и военнослужащим также отмечался теми, кто беседовал с нашими корреспондентами. Так, одна из немногих опрошенных нами барышень, Светлана, 30 лет, дизайнер, отметила: "Я не чувствую уважения к военным. Мне их как-то даже жаль".

Прямая речь: Главный военный прокурор РФ Сергей Фридинский - "От неправомерных действий офицеров в прошлом году пострадали более 448 военнослужащих, девять из них получили тяжкие увечья, один погиб". По его данным, за применение физического насилия к подчиненными в минувшем году осуждены 280 офицеров, в том числе 18 командиров воинских частей. Две трети таких преступлений совершено младшими офицерами.

Военные эксперты отмечают, что дедовщина в том или ином виде всегда была присуща армейским структурам, своего рода инициации, часть культуры, однако не всегда она приобретала такие жестокие, вплоть до садистических, формы как в настоящее время. Они соглашаются с тем, что, безусловно, активизация неуставных отношений произошла в постсоветское время, когда армия потеряла прежнее положение и материальную основу, а затем и уважение. Однако эксперты указывают на то, что всплески дедовщины происходили и ранее, например, в 1960-е гг., когда был даже создан специальный институт замполитов, которые должны были бороться со злоупотреблениями и рукоприкладством. Но эта война была проиграна. В настоящее время, по их словам, нельзя утверждать, что российская армия – это воплощение неуставных отношений. Традиционно существуют наиболее неблагоприятные военные округа и части.

Случай рядового Сычева: Инцидент с рядовым Андреем Сычевым произошел в ночь на 1 января 2006 года. По данным прокуратуры, группа пьяных старослужащих в Челябинском танковом училище несколько дней в новогодние праздники избивала восьмерых молодых сослуживцев, в том числе рядового Андрея Сычева. В результате солдату пришлось ампутировать ноги. Вплоть до настоящего момента Сычев находится на лечении, он научился передвигаться на коляске, начал осваивать протезы, полюбил компьютер и виртуальную жизнь (в том числе завел блог) и готовится к карьере видеооператора монтажа на телевидении. Челябинский военный гарнизонный суд признал младшего сержанта танкового батальона обеспечения учебного процесса в пос. Бишкиль Александра Сивякова виновным в превышении должностных полномочий, повлекших тяжкие последствия, и приговорил его к четырем годам лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима. В частности, приговор основывался на данных экспертизы о том, что причиной болезни Сычева стал венозный застой, вызванный длительным сидением потерпевшего в позе полуприседания.

Ответа на то, как бороться с дедовщиной, как сделать так, чтобы служба в армии вновь стала престижной и уважаемой, нет ни у кого. Однако и опрошенные нашими корреспондентами, и эксперты сходятся в том, что более суровые наказания, большая открытость структуры могли бы пойти на пользу ситуации. Эксперты подчеркивают, что вседозволенность только растет из-за того, что командный состав отдельных частей старается замаскировать случаи неуставных отношений. Один из опрошенных нами, 33-летний журналист Василий отметил: "Главные проблемы армии, что очевидно, - это дедовщина и произвол офицерского состава. Пока это будет продолжаться, я буду категорически против службы в армии. Нужна пара показательных дел - человек по 50, причем и "дедов", и офицеров... Тогда, может, что-то и изменится. И так повторять каждый год лет пять до полного искоренения хотя бы самых диких форм издевательств". Аналогичной точки зрения придерживается и Александр Иванович, 90 лет, пришедший в армию в 1937 г. и ушедший в запас в 1975 г.: "В предвоенные годы служить в армии было почетно. Никакой дедовщины у нас в училище не было в помине, командир взвода был как товарищ и брат. Он всегда узнавал, кто как себя чувствует, в одной казарме на одном этаже жили первый и второй курс, не было ни разногласий, ни стычек. Что же касается нынешней дедовщины, то она начала разрастаться, в том числе из-за закрытости структуры. Был принцип такой в советское время – покрывать, не выносить сор из избы, это создавало ощущение безнаказанности. Вместо суда просто отправляли провинившегося на гауптвахту, 10 суток и все. И второй раз наказать его за ту же провинность никто уже права не имел. Во всем этом, бесспорно, большая вина командного состава с самого верха и до низа". Алексей, 34-летний системный администратор акцентировал внимание на том, что дедовщина бывает разной по форме и содержанию – конструктивная, когда офицеры становятся для новобранцев наставниками, и деструктивной, той самой, которая выливается в оскорбления, побои, издевательства. Он отметил: "Дедовщина – это нормально, она была в армии с царских времен, однако у нас сейчас армия превратилась в своеобразную зону, Ты не служишь год или два, а "сидишь", ты лишен свободы передвижений, возможности пожаловаться, по отношению к тебе возможно насилие. Если изменить суть дедовщины, использовать институт младшего командного состава, сделать так, чтобы каждый офицер нес реальную ответственность за солдат, это могло бы помочь. Армия превратилась в сообщество с круговой порукой. Даже когда человек виновен, он никогда не будет наказан".

Нашлись на улицах и те, кто не видит в ситуации в армии в настоящее время ничего страшного. Так, 40-летний менеджер по персоналу Сергей заявил, что "молодые люди просто боятся чего-то, ведь столько всего показывают по телевизору про неуставные отношения. А я и сейчас готов пойти служить, даже на два года". Девятнадцатилетний студент Сергей отметил, что он осознает то, что ему предстоит отслужить в армии, но это не является для него проблемой: "Мне все равно придется служить – а потому я готов". Никита, административный работник, 25 лет, считает, что проблема неуставных отношений является и вовсе надуманной: "Я служил в армии. И сейчас многие идут в армию. У меня есть друзья, которые долго были уклонистами, но после того, как сделали один год службы, они готовы идти в армию. А дедовщины никакой нет – все вместе приходят и уходят".

Новости