Байкеры в сфере внимания

Байкеры, когда-то ассоциировавшиеся с андеграунд-культурой и неповиновением, теперь превратились в знаменосцев идей соборности и единения, что привлекло к ним внимание не только простых граждан, но и власти

Фото: Reuters

Москва. 14 июля. INTERFAX.RU - Десятого и одиннадцатого июля в Крыму прошла акция в поддержку Черноморского флота и в честь 65-й годовщины освобождения Севастополя от немецко-фашистских войск, которая завершилась грандиозным байк-фестивалем. Российские мотоциклисты, активно поддержанные партнерами из Белоруссии, Литвы, Латвии, Молдавии, Германии, Украины, Словакии, Польши, Швеции, Чехии, Германии, Сербии, Македонии, Греции и Болгарии, были благожелательно встречены севастопольцами: цветы, андреевские флаги, российские флаги, все внешние атрибуты праздника. Байк-шоу открылось в 19:00 10 июля у горы Гасфорт и продолжалось до полуночи: выступали группы "Мордор", "Монгол Шуудан" и "Пилот", а ровно в полночь началась кульминационная часть, посвященная 65-летию освобождения Севастополя: "Ночные волки", одно из самых известных российских объединений байкеров, вместе с рок-группами "Алиса" и "Корсика" показали мощнейшее по звуку и накалу шоу, трюки, лазеры, видеоэффекты… По оценкам политологов и СМИ, акция байкеров была самой крупной в Севастополе за все годы после распада СССР. Сами байкеры подчеркивали, что проведение их акции поддерживается и жителями Севастополя, и городскими властями.

Александр Залдостонов, он же "Хирург", он же много лет лидер московских "Ночных волков" (идеологических вдохновителей "севастопольской миссии"), перед отбытием колонны в Севастополь пояснил, что байкеры отправляются туда "по велению сердца и по эмоциям", идея шоу не является продуманной. По словам Залдостонова, оно должно было стать знаком единения, "подчеркивающего нашу общую историю". Ранее он уже заявлял, что цель поездки – подчеркнуть братство единоверных народов России и Украины. Правда, вряд ли можно говорить о том, что акция была такой уж стихийной, ведь международное байк-шоу проводится с 1995 г., а в Севастополе оно состоялось в 13-й раз. В этот раз подчеркнуть единение в стихийном порыве, но вполне организованно прибыли более тысячи байкеров.

Единоверие, братство, славянство – эти эмоциональные порывы вполне конкретного очертания уже давно не секрет, а очевидный элемент байкерской культуры. В официальном дисклеймере на сайте "Ночных волков" можно найти такое популярное ныне слово соборность, оценить акцент на то, что байкеры – это движение с "российским лицом и традициями", что вполне укладывается в концепцию их вояжа в Севастополь. Байкеры не скрывают и того, что в настоящий момент одним из неотъемлемых элементов их движения является православие. Более того, незадолго до отбытия в Севастополь прошла встреча патриарха Московского и Всея Руси Кирилла и все того же Хирурга, который резюмировал: "В лице Святейшего патриарха я увидел сопереживание этой боли и моральную поддержку наших патриотических начинаний".

"Хотя Клуб, безусловно, нес в себе бунтарское начало, тем не менее, он всегда опирался на Православные корни и историю своей страны. Для нас мотоцикл является нашей Свободой, наша Эмблема — символ Памяти, Верности и Чести. Мы гордимся своим, ничем не запачканным, прошлым, своим Российским именем. Мы никогда не торговали своими принципами, не бросали своих друзей, не меняли своих знамен на чужеземные (авторская орфография оставлена без изменений – ИФ)", - говорится во все том же дисклеймере.

Отметим, что тяготение байкеров к патриотизму (правда, несколько специфическому) – явление не российского происхождения. Аналогичные тенденции наблюдались и в США, причем там байкеры сами предлагали свою помощь государству. Лидер известного в Штатах движения "Ангелы Ада" Ральф Баргер в свое время направил президенту США Линдону Джонсону телеграмму, в которой добровольно предложил "группу патриотически настроенных американцев для выполнения гражданского долга во Вьетнаме".

Громкие заявления лидера байкеров, сбор многочисленных колонн и прочее обеспечили им значительное внимание. Подогрело его посещение премьер-министром Владимиром Путиным московской базы байкеров. Глава кабинета прибыл на встречу подчеркнуто неформально – казалось бы, обычный интересующийся байкерской культурой человек. Он осмотрел базу, побеседовал с "Хирургом", подарил ему российский флаг, пожелал удачи. Появление Путина среди мотоциклистов, которые паковали вещи перед отправлением в Севастополь, породило множество рассуждений и домыслов. Ведь известны не только патриотизм, православие, соборность и многочисленность байкеров, но и их жесткая структурированность. По сути, байкерское движение – это моторизированные и хорошо организованные "бригады", дисциплинированные и основанные на принципе взаимовыручки. То есть общественное движение, с очевидными лозунгами и посылами, движение, существующее само по себе, но открыто выступающее с декларациями собственных ценностей (в том числе и тех, которые близки к политическим). В этой ситуации визит Владимира Путина, еще раз подчеркнем, визит неформальный, вполне логичен – оценка байкерского движения, его внутренней силы и целей. Ведь любое многочисленное общественное движение рано или поздно должно быть вписано в общую структуру взаимодействия власти и общества – связи могут быть различны, но быть вне структуры оно не может. Байкеры успешно сделали себя объектом внимания, более того, очевидно, что в последнее время они сознательно шли к этому, формируя свои принципиальные основы.

Напомним, что байкерское движение зародилось в конце 1980-х гг., тогда байкеры находились в глубоком подполье, их преследовала милиция, ими пугали детей. "Слышишь, это едут байкеры, будь осторожен!" – такую фразу с угрожающей интонацией слышали, наверно, многие дети, которые росли в 90-е гг., например, в домах на Кутузовском проспекте, близ Бородинского моста, Смоленской площади. С тех пор движение сильно изменилось, обрело свой центр, вышло из подполья, стало проводить легальные акции, шоу и даже детские новогодние елки. Байкеры прописали свои уставы и кодексы, превратившись в четкую структуру. Теперь байкеры – это серьезные люди, среди них есть и молодежь, и зрелые люди, "в байкеры" уходят целыми семьями, причем в большинстве своем их достаток можно оценить как выше среднего. Их поездки по городу не носят характера бесцельной гонки, по вечерам байкеров можно увидеть в дорогих ресторанах, а их мотоциклы занимают почетные места на парковках рядом с автомобилями.

Новости