США заинтересованы в сотрудничестве с Россией по вопросам помощи женщинам
Мелан Вервеер, посол по глобальным женским проблемам Госдепартамента США, рассказала о том, в каких сферах ее ведомство хотело бы сотрудничать с российской стороной в деле защиты прав женщин
Москва. 13 июля. INTERFAX.RU - Мелан Вервеер назначена послом по глобальным женским проблемам в Государственном департаменте США. В администрации президента Клинтона она работала начальником аппарата первой леди США и являлась основательницей и председательницей совета директоров неправительственной организации Vital Voices Global Partnership, занимающейся поддержкой "глобального женского лидерства". В сущности, она оставалась ключевой фигурой и основным представителем Хиллари Клинтон в мировом женском движении и, особенно, в странах Восточной Европы и в бывшем СССР.
Мелан Вервеер окончила Джорджтаунский университет, где получила магистерскую степень по русским исследованиям. Муж Мелан Вервеер работает адвокатом в Вашингтоне. У них трое детей и двое внуков.
Посол по глобальным женским вопросам Мелан Вервеер ответила на вопросы корреспондента "Интерфакса" в Вашингтоне Петра Черемушкина.
Можно ли сказать, что должность специального посла США по женским вопросам в администрации президента Обамы и в Госдепартаменте, возглавляемом госпожой Клинтон, это нечто новое по сравнению с предыдущей администрацией Буша?
Да, это новая должность и новый отдел. Он существовал при Буше, но играл особенно важную роль при администрации Клинтона. Помню это очень хорошо, потому что в это время я как руководитель аппарата первой леди много времени уделяла работе с этим офисом, и, кстати, в это время у нас было очень много поездок в Россию. В годы администрации Буша этот отдел подчинялся управлению по делам глобальных проблем в Госдепартаменте. Когда Кондолиза Райс стала госсекретарем, она назначила специального представителя по женским вопросам. Президент Обама и госсекретарь Клинтон повысили статус отдела по делам женщин как имеющего важное значение в вопросах управления, защиты окружающей среды, многих вопросов внешней политики, с которыми мы сталкиваемся. Женщины должны быть составной частью решения многих мировых проблем.
Почему вы выделяете женские вопросы из общечеловеческих?
Значительным признаком прогресса было бы вообще не иметь отдела, подобного этому. Но правда сводится к тому, что по всему миру мы видим, что женщины вытесняются на обочину общественной жизни. Права женщин, как сказала госпожа Клинтон в своем давнем выступлении в Пекине, это – права человека. Я бы хотела подчеркнуть, что остаются очень важные нерешенные проблемы, связанные с участием женщин в экономической жизни, в доступе женщин к образованию и медицинскому обслуживанию. Существует большой круг вопросов, касающихся именно женских дел, которые требуют внимания во многих частях мира. Без развития потенциала и повышения роли женщин мы не сможем обеспечить должный прогресс в мире.
Как вы охарактеризуете наиболее важные женские проблемы в бывшем Советском Союзе? В России, Украине, Беларуси, Молдове?
Я провела значительную часть жизни в этой части мира не только как представитель своей страны, но и как сотрудник неправительственной организации Vital Voices Global Partnership и было это в период, когда регион проходил через значительную трансформацию. Кстати, эта НПО была создана на основе правительственной инициативы в администрации Клинтона. Первое собрание, которое мы провели, было для женщин в Восточной Европе в 1997 г., когда мы обсуждали участие женщин в экономическом развитии, в малом бизнесе. Тогда это все было для них в новинку. Второе собралось в Исландии в 1998 г., когда к нам подключились скандинавские страны. Но участие представительниц России было очень значительным. Тогда Строуб Тэлботт встретился с этой группой женщин и назвал их "сливками сливок" российского общества.
Мы хотим, чтобы и женщины, и мужчины были вовлечены в развитие общества. Если мы говорим о регионе бывшего Советского Союза, то женщины там хорошо образованы, участвуют в экономической жизни общества, но есть много проблем, связанных с дискриминацией женщин. И самая главная проблема - это защита женщин от насилия, незаконного передвижения людей и торговли людьми. Правительства предпринимают некоторые шаги, чтобы ответить на эти проблемы, принимают законы, пытаются их воплощать, но проблемы сохраняются.
Другая сфера – это здравоохранение. Инфраструктура здравоохранения находится не в лучшей форме. С точки зрения охраны материнства Россия сделала важные шаги, многое сделала для сокращения детской смертности. Но многие проблемы, в частности, связанные со СПИДом, пока остаются.
Какие практические шаги США могли бы предпринять, чтобы помочь России сократить детскую и материнскую смертность?
В начале 1990-х гг. существовали прекрасные программы партнерств больниц, когда американские медицинские центры проводили обмены с российскими больницами. Американские эксперты посещали медицинские учреждения в России. Эти контакты продолжились и позже. В настоящее время США оказывают большую поддержку России в борьбе с распространением СПИДа. У наших стран уже есть опыт взаимодействия для оказания помощи американским и российским гражданам. Многие профессионалы здравоохранения из России приезжали в США, изучали наш опыт. Например, в такой области, как борьба с туберкулезом.
Наш опыт показывает, что мы способны быть партнерами. После того, как трудные годы "холодной войны" остались в прошлом, мы можем работать вместе на пользу всему миру. У меня был позитивный опыт работы с российскими женщинами, когда мы действовали вместе…
Сейчас мы очень заинтересованы продолжать сотрудничество с Россией по проблемам женщин, которые входят в мою сферу компетенции. Одной из таких областей могло бы стать сотрудничество по борьбе с насилием в отношении женщин. Это выработка новых законов, которые достаточным образом обеспечивали бы защиту женщин, работу правоохранительных органов. Нам бы хотелось проводить совместные программы обучения для правоохранительных органов, которые и раньше очень хорошо воспринимались МВД России. В США приезжали сотрудники милиции, а я ездила в Москву, мы вместе работали над тем, чтобы улучшить работу правоохранительных органов и защищать жертв в процессе нелегального перемещения женщин и детей. За эти годы накопился большой опыт работы.
Здесь, в США, мы добились значительного прогресса в этом вопросе и готовы поделиться своим опытом с другими. Проблема нелегального перемещения женщин существует во всем мире. Это вызов, стоящий перед всеми странами, в том числе перед Россией. Россия является одновременно страной, куда нелегально переправляют женщин, а также поставщиком и транзитером"живого товара". Нелегальное перемещение женщин, торговля женщинами - это большая проблема, решить которую без международного сотрудничества не возможно.
Я работала с женщинами, которые создали специальный кризисный центр для помощи жертвам домашнего насилия. Великолепные люди, живущие от Владивостока до Москвы. Например, Марина Писклакова, которая руководит центром АНА. Елена Мизуллина, которая занималась важной работой в Госдуме. Я работала с Еленой Ершовой, которая занимается женскими НПО.
Очень часто ситуация, которая приводит к нелегальному перемещению женщин, является результатом их экономического положения. В таких странах как Россия, Украина, Молдавия женщины часто вовлекаются в криминальные схемы добровольно. Что вы, как посол по вопросам женщин, можете ответить на это?
Вы совершенно правы. И позвольте мне сказать следующее. Когда я работала помощницей госпожи Клинтон, именно из перечисленных регионов мы получали сигналы о том, что женщины пропадают, исчезают из деревень в больших количествах. К нам обращались за помощью, потому что власти на местном уровне не могли помочь. Да, корни этого феномена в бедности. Некоторые личности или агентства предлагают женщинам "хорошую работу" в Западной Европе или в Штатах, представляя это как шанс выбраться из бедственного положения.
Мы часто обсуждали с руководством России, почему умные образованные женщины попадают в эту ловушку. Да, это очень серьезная проблема - прежде всего из–за экономических проблем.
Что мы можем сделать? Мы пытаемся решить проблему, изучаем эти процессы в разных регионах мира. Кстати, исследованиями этой проблематики занимается и ЦРУ. Потому что такого рода вещи – серьезная преступная акция, в которой задействованы миллиарды долларов. В неё вовлекаются и женщины, и дети, и мужчины, которые надеются получить хорошее трудоустройство в качестве рабочих лишь для того, чтобы узнать, что это далеко от реальности.
Мы стремились принять закон в США, который бы препятствовал созданию такого рода преступных схем. И вместо того, чтобы просто депортировать российских или молдавских женщин, мы стали выдавать временные визы с тем, чтобы они могли оставаться в США и выступать в качестве свидетелей против тех, кто их вывозил.
Вы говорите о тех случаях, когда женщины вовлекаются в занятие проституцией?
Нелегальное перемещение женщин может иметь целью как вовлечение в сексуальные услуги, так и тяжелые работы, например, в сельском хозяйстве. То есть, это разнообразный принудительный труд. Существуют разные его виды в зависимости от того, в какой части мира это происходит. В вашем регионе это, прежде всего, сексуальная эксплуатация женщин. На эту тему сейчас пишут много книг.
В России этот процесс все-таки пресекается: такие случаи расследуются, хотя и не всегда доходит до осуждения виновных. В этом году в докладе Госдепа по нелегальному перемещению людей Россия отмечается как страна, которая недостаточно активно пресекала эти случаи. Пока людей, которые занимаются этими вещами, не будут сажать в тюрьмы на большие сроки, перемен наблюдаться не будет.
Недавно вы вернулись из Афганистана. Как вы знаете, Советский Союз пытался в другие времена и при других обстоятельствах вовлечь женщин в политический процесс в Афганистане, который закончился неудачей. Каковы ваши ожидания, и на что вы рассчитываете с точки зрения роли женщин в этом обществе?
Я верю и моя страна верит, что мы не сможем достигнуть успеха без участия женщин в жизни общества. Я поехала в Афганистан с убеждением, что всё получится. Сегодня в Афганистане есть большое количество женщин в парламенте. Мне довелось встретиться с многими из них. Они предпринимают усилия для достижения перемен. Многие женщины в Афганистане участвуют в избирательной кампании на местном уровне. Я встретилась со многими женщинами, которые порой ограничены с точки зрения возможности своего участия в политическом процессе. Мы готовы сделать все, что в наших силах, чтобы изменить эту ситуацию.
У вас за спиной висит плакат, на котором по-русски написано "Я люблю Украину". С чем связано то, что эта страна занимает столь важное место в вашем сердце?
Это не политический плакат, а очень личный. Мои дедушка и бабушка как по материнской, так и по отцовской линии приехали в Америку с Украины. Они были крестьянами, которые искали лучшей доли в Америке. И у меня есть пристрастие к исторической родине, как у многих людей в Америке. Я работала со многими активистами гражданского общества на Украине и представителями местных органов власти. Все они стараются сделать жизнь людей лучше. И я тоже заинтересована работать с ними вместе для тех же целей. Как положить конец домашнему насилию, нелегальной торговле людьми, создать доступные медицинские условия, работать над улучшением законодательной системы.