Недоверчивость — залог политического выживания

Политический психолог, доктор политических наук, президент ГК "НИККОЛО М", Екатерина Егорова проанализировала психологические портреты Медведева, Обамы и Путина

Москва. 13 июля. INTERFAX.RU - На прошлой неделе состоялся первый официальный визит президента США Барака Обамы в Россию. Барак Обама встретился с президентом России Дмитрием Медведевым и премьер-министром Владимиром Путиным. Политический психолог, доктор политических наук, президент ГК "НИККОЛО М", Екатерина Егорова проанализировала психологические портреты трех лидеров. О результатах своей работы она рассказала в интервью "Интерфакс".

Вы делали анализ психологических портретов Барака Обамы, Дмитрия Медведева и Владимира Путина. Где и когда были представлены его результаты?

В мае, в Швейцарии. Я делала доклад о перспективах российско-американских отношений с точки зрения личностных характеристик президента Медведева, президента Обамы и премьер-министра Путина. В России у Обамы более сложный внешнеполитический партнер, чем в других странах, — сработанный тандем двух политических лидеров. И не случайно Обама встречался не только с Медведевым, но и с Владимиром Путиным, осознавая, как важно найти понимание и с председателем правительства России.

Есть ли что-то общее для всех трех политических лидеров?

Между лидерами наших стран есть много общего с точки зрения психологии личности политических лидеров. И более того, многое объединяет всех троих. Например, Обама, Путин и Медведев всегда нацелены на достижение результата. Все трое вообще не рассматривают вариант неуспеха. В их картине мира неуспех практически не существует. Это полезная личностная характеристика, позволяющая политическому лидеру не только сосредоточиться на поиске и реализации пути, ведущего к цели, но и сберечь свою энергию. Победа, реальный результат — единственно возможная цель.

У всех трех политических лидеров уважение к своей стране стоит исключительно высоко в системе их ценностей. Это важно для их идентичности как политических лидеров. Поэтому они будут требовательны к другим международным субъектам и станут весьма жестко реагировать на любое проявление неуважения к своим странам.

Для Медведева, Путина и Обамы характерна большая избирательность во внешнеполитических отношениях, особенно при установлении личных отношений с руководством других стран. Эти отношения для них не самоцель, а средство решения внешнеполитических задач. Ради одобрения или признания они не будут отказываться от своих целей, идти на необоснованный и математически не просчитанный альянс.

А если обратиться к особенностям взаимоотношений этих политиков с другими странами?

В каждом союзе с политическим лидером другой страны, заключенном Обамой, Путиным или Медведевым, необходимо рассмотреть "инструментальную выгоду", что конкретно дает этот союз их странам. Насколько приятны эти личные отношения — уже вторичный фактор. Можно предположить, что модель конструктивных, а не построенных на большой эмоциональной близости отношений является для всех троих лидеров наиболее комфортной. Хотя, конечно, добрые личные отношения только укрепят эффективность взаимодействия стран.

Еще трех лидеров роднит их отношение к долгу. Их мотивация исполнения долга очень высока, и она гораздо выше их мотивации исполнения собственных желаний. Это означает, что все три политических лидера будут в своих решениях и во внешнеполитическом поведении руководствоваться чувством долга, подчиняя ему свои собственные желания. Легче всего это делать Медведеву, у которого мотивация "я должен" почти в 5 раз сильнее мотива реализации собственных желаний "я хочу".

Но при всех личностных сходствах каждый из них имеет свой стиль принятия решения. Наверное, здесь вряд ли можно найти общность подходов?

На самом деле и в стиле принятия внешнеполитических решений у Медведева, Путина и Обамы есть много схожего. Все трое склонны к логическому мышлению, рациональному анализу и просчету последствий каждой из рассматриваемых ими альтернатив. Все три политических лидера будут стремиться к обладанию полной информацией, чтобы совершить многофакторное сравнение. Это сложная мыслительная операция является для них типичной, в то время как у большинства людей чаще всего встречается простое парное сравнение альтернатив. И хотя во внешней политике они сталкиваются нередко с внезапными и неожиданными ситуациями, им не свойственно поддаваться внутренним импульсам и принимать мгновенные решения в результате эмоционального порыва. Логическая сторона в принятии внешнеполитических решений у всех троих всегда будет преобладать над эмоциями.

Все три политических лидера весьма уравновешенны, хладнокровны и сдержанны. Их эмоциональная риторика не связана с внутренним состоянием волнения. Отсутствие склонности к возбудимости помогает Медведеву, Путину и Обаме принимать решения с "холодной головой", не тонуть в потоках адреналина в стрессовых ситуациях. Думаю, что им не грозит ни паника, ни ступор в сложных международных кризисных ситуациях.

Ваш доклад вызвал некоторые вопросы в России из-за недавней публикации в швейцарской газете Tages-Anzeiger.

Признаться, меня эта ситуация сильно удивила. Во-первых, мой доклад был сделан в начале мая. Согласитесь, что достаточно запоздалая реакция с этой публикацией. Во-вторых, интервью у меня не брали и комментарии не спрашивали. Получился классический случай с формированием слухов, как в игре в испорченный телефон. Доклад, написанный на русском и прочитанный на английском, услышал в зале италоязычный журналист, который написал свои (подчеркиваю — свои) выводы в немецкоязычную газету. И именно эта статья была затем переведена на русский. Помните, как в анекдоте о разговоре в автобусе, когда мужчина сказал женщине: "Не преувеличивайте!" А та рассуждает про себя: "Я преувеличиваю?! Значит, я вру, значит, я брешу?! Граждане! Он меня собакой обозвал!"

Поэтому могу сказать, что то, о чем пишут наши СМИ, цитируя швейцарскую газету, так же мало похоже на мой анализ отношений между Россией и США, как герцогство Люксембург на Соединенные Штаты Америки.

Один из выводов вашего доклада говорит о том, что Президент Дмитрий Медведев склонен быть недоверчивым?

Я думаю, что у президента Медведева, как у всех без исключения политических лидеров, высокий уровень недоверчивости. И это вполне логично. Я не знаю ни одного политического лидера ни в одной стране, который бы, развесив уши, верил всему и всем. Высокий уровень недоверчивости, при всех его издержках, поскольку он создает немало психологических нагрузок для любого политического лидера, является залогом его политического выживания.

Медведев — осторожный политик, осмотрительный и взвешенный. Для нынешнего экономического состояния в стране, да и в мире в целом, когда необходимы правильные и тщательно выверенные решения, это очень важная характеристика политического лидера. Россия — это не просто большая страна, она является фактором стабильности международной системы. За каждым из решений президента Медведева стоит судьба не только россиян. На нем лежит огромная ответственность, и в процессе принятия решений он должен не доверять, а проверять. Как опытный юрист, он хорошо понимает цену фактам и адекватной информации. Поэтому пусть лучше государствами управляют сильно недоверчивые и дотошные люди, нежели мир испытает последствия решений, принятых на основе непроверенной информации или под влиянием людей, имеющих свои "скрытые" интересы.

У Медведева есть много личностных характеристик, которые очень важны для руководителя такой страны, как Россия. Он гибкий, ориентированный на результат, все время развивающийся политический лидер, с сильным, как я уже говорила, чувством долга. Важными являются его уравновешенность и психологическая устойчивость, стремление решать серьезные амбициозные задачи. На мой взгляд, сильная идентификация со своей страной и готовность жестко реагировать на угрозу в отношении государства, которым он руководит,— это необходимые качества для эффективного президента. Медведев должен справляться со многими вызовами, которые породил мировой кризис. Президентов выбирают, а вот они уже не имеют права выбора исторического периода, который выпадает на их президентство.