Техническая накладка переименовала вокзал
Пресс-служба РЖД опровергла выпущенное ранее сообщение о переименовании Ленинградского вокзала в Николаевский, сообщив, что окончательного решения по данному вопросу не принято
Москва. 9 июля. INTERFAX.RU – В Москве сегодня запросто могло стать одним привычным названием меньше. Ленинградский вокзал, один из самых популярных и известных столичных вокзалов, мог превратиться в Николаевский. Сегодня он просуществовал под таким именем всего пару часов, после чего стало известно, что сообщение о переименовании стало следствием технической накладки в пресс-службе РЖД.
Техническая накладка
Изначально в четверг появилась информация о том, что указ о переименовании железнодорожного вокзала был подписан президентом РЖД Владимиром Якуниным, произошло это в минувшую среду. В сообщении пресс-службы говорилось, что переименование реализуется в рамках соглашения о сотрудничестве между ОАО "РЖД" и Московской патриархией Русской православной церкви с принятием во внимание обращение общественного фонда "Возвращение", в который входят политические деятели, представители науки, культуры и духовенства". "Обоснованность такого решения подтверждена заключением Института Российской истории РАН и поддержана Федеральным агентством железнодорожного транспорта и Департаментом транспорта и связи Москвы", - пояснялось в тексте.
Однако, как стало известно позже, окончательного решения по вопросу изменения названия Ленинградского вокзала Москвы пока не принято. "Пресс-служба ОАО "РЖД" официально заявляет, что решение о возвращении Ленинградскому железнодорожному вокзалу Москвы исторического названия - Николаевский - не принято", - говорится в сообщении пресс-службы компании, поступившем в четверг в "Интерфакс".
"Пресс-служба ОАО "РЖД" сообщает о том, что данный вопрос действительно обсуждается. В частности, в компанию поступило обращение с таким предложением общественного фонда "Возвращение", в который входят политические деятели, представители науки, культуры и духовенства. Возможность переименования рассмотрена Институтом Российской истории РАН, Федеральным агентством железнодорожного транспорта и Департаментом транспорта и связи Москвы", - отмечается в сообщении. Пресс-служба ОАО "РЖД" подчеркнула, что "окончательного решения по вопросу изменения названия Ленинградского вокзала не принято".
"Пресс-служба ОАО "РЖД" приносит свои извинения за информацию, распространенную ранее, и просит средства массовой информации с пониманием отнестись к этой технической накладке, и, по возможности, предотвратить дальнейшее распространение неверной информации по данному вопросу", - говорится в сообщении ведомства.
Идеи "Возвращения"
Отметим, что наиболее ярыми противниками названия "Ленинградский" в столице были и являются участники проекта "Возвращения", те самые, которые боролись против Большой Коммунистической ул., станции метро "Войковская" и так далее, и тому подобное.
В 2007 г.участники проекта, в том числе представители Московской патриархии, подписали обращение к президенту РЖД и к властям Москвы с просьбой вернуть столичному вокзалу Октябрьской железной дороги его историческое название. Предлагалось переименовать и саму дорогу (сделать ее снова Николаевской). Говоривший тогда от имени "Возвращения" председатель Издательского отдела Московского патриархата протоиерей Владимир Силовьев заявил, что работа по возвращению исторических названий "очень важна для страны". Он добавил, что " никогда не воспринимал коммунистических названий, для меня Ногинск всегда был и есть Богородск".
Помимо этого представители активной православной общественности требовали снять красную звезду, которая украшает в настоящий момент шпиль Ленинградского, чтобы водрузить на ее место двуглавого орла.
Диверсия, острожность и слово почетного железнодорожника
За то недолгое время, что Ленинградский вокзал просуществовал под именем Николаевского, ситуацию уже успели прокомментировать многие политики и общественные деятели. В частности, коммунисты уже были готовы объявить holy war и окрестили переименование "идеологической диверсией". Именно так определил сообщения о переименовании лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Более того, он подчеркнул, что в условиях кризиса, по его мнению, такие действия могут вызвать беспорядки в стране: "Считаю, что в накаленной глобальным экономическим кризисом обстановке такого рода действия, направленные на унижение советской истории, провоцируют беспорядки в стране". Первый зампред ЦК КПРФ, вице-спикер Госдумы Иван Мельников добавил, что решения о подобных переименованиях могут приниматься только после того, как узнано мнение большинства россиян. "КПРФ с сегодняшнего же дня начнет борьбу за то, чтобы этот приказ был отменен. Зная настроения людей, думаю, мы вполне можем этого добиться", - заявил Мельников.
С осторожностью комментировал ситуацию и официальный представитель Ассоциации членов семьи Романовых Иван Арцишевский. "Возвращение исторических имен - это вещь правильная, но все должно быть в разумных пределах. Я не в курсе, что двигало руководством РЖД, но, наверное, это были здравые и патриотические мысли. Но все, что касается Ленинграда, ленинградцев, слишком важно для нашего народа", - сказал Арцишевский в четверг "Интерфаксу". "Ленинградская блокада останется для нашего народа Ленинградской. Слово Ленинград для нас очень важное", - подчеркнул он.
Одним из немногих, кто приветствовал возможное переименование, оказался Владимир Жириновский. "Это радостное известие - постепенно идет восстановление исторических названий в нашей стране", - сказал он "Интерфаксу".
Жириновский выразил надежду, что недалеко и то время, когда будут возвращены исторические названия многим российским населенным пунктам, а также улицам и площадям, которые "почему-то до сих пор носят коммунистические названия". Он отметил, что нельзя мириться с тем, что в Москве до сих пор есть улица Халтурина, названная в честь Степана Халтурина, покушавшегося на царя Александра второго, метро "Войковская", название которой связано с принимавшем участие в подготовке расстрела семьи Николая Петром Войковым, "есть улица Большая Коммунистическая, есть в Московской области город Ногинск, которому давно пора вернуть прежнее название - Богородск". "Я, как почетный железнодорожник, очень рад, что Ленинградскому вокзалу наконец-то возвращено его историческое имя. И, с большим удовольствием, именно с Николаевского вокзала в понедельник на один день поеду на озеро Селигер", - сказал Жириновский.
Из истории Ленинградского вокзала
Если бы переименование случилось, то оно стало бы уже четвертым в истории вокзала, который является старейшим в России (указ о сооружении железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой был подписан в 1842 г. императором Николаем I). Возведенный в середине ХIX в. в Москве вокзал получил название Петербургский, в 1855 г. после восшествия на престол Императора Александра II железная дорога стала именоваться Николаевской, соответственно и вокзал в Москве назвали Николаевским. В феврале 1923 года приказом народного комиссара Феликса Дзержинского Николаевская дорога была переименована в Октябрьскую. Имя "Октябрьский" получил и вокзал. А через год в связи с переименованием северной столицы он стал называться Ленинградским.
Таким образом была создана простая и понятная пассажирам обратная взаимосвязь – из Москву в Ленинград (Санкт-Петербург) они отбывали с Ленинградского вокзала, из Ленинграда же (или Санкт-Петербурга) поезда отправлялись с вокзала Московского. Он, отметим, был построен также в середине XIX в., также носил название Николаевский, потом был переименован в Московский и является архитектурным близнецом того, который был возведен в Москве. Пока название вокзала в Санкт-Петербурге ни у кого не вызвало нареканий, а потому он остается Московским. Но, кто знает, может когда-нибудь мы будем ездить с Николаевского на Николаевский. Если произойдет еще пара технических накладок.
Согласно информации, размещенной на сайте РЖД, Петербургский вокзал в Москве был построен в 1849 году. Длина его составляла 25 саженей, ширина - 12 саженей (1 сажень = 2,134м). На первом этаже здания располагались просторный двухсветный вестибюль, пассажирские залы и императорские комнаты, а на втором - служебные квартиры для начальников и специалистов. Внутренняя отделка вокзала была великолепной: пол из дубового паркета, обложенные мрамором шведские печи, камины в ватер-клозетах. Особенно шикарной была отделка императорских покоев: генерал Крафт, отвечавший за строительство здания, распорядился поставить массивные дубовые двери, граф Клейнмихель - шкафы с зеркальными стеклами.
Со стороны путей к вокзальному зданию примыкал дебаркадер, т.е. крытый перрон, длиной в 50, шириной 12,5 саженей, с двумя путями и каменными пассажирскими платформами. Оригинальная вантовая система дебаркадера, спроектированная архитектором Р.А.Желязевичем, оказалась весьма удачной и простояла до 1903 года, когда ее заменили на арочную.
Первый рабочий поезд прибыл из Санкт-Петербурга в Москву 3 августа 1851 года. А 19 августа дорогу опробовал сам Государь Император Николай I с супругой, наследником престола, великими князьями, четырьмя германскими принцами и придворными. Регулярное движение по первой российской магистрали было открыто 1 ноября 1851 года.