Власти РФ могут получить право согласовывать консолидацию контроля в ПАО перед офертами
Москва. 29 марта. INTERFAX.RU - Мажоритарных акционеров, консолидировавших пакеты в 30%, 50% и 75%, до направления обязательного предложения о выкупе бумаг миноритариям могут обязать заручаться согласием чиновников, если оно требуется по закону - такое предложение выдвинуло Минэкономразвития, сообщил источник "Интерфакса". В ЦБ РФ опасаются, что его реализация повлечет уклонение недобросовестных мажоритариев от исполнения их обязанностей, связанных с выкупом бумаг у миноритарных акционеров.
Упомянутое выше предложение появилось в доработанном законопроекте Минэкономразвития об изменении правил консолидации контроля над публичными акционерными обществами (ПАО), рассказал собеседник "Интерфакса", знакомый с документом. Согласование властей нужно в соответствии с антимонопольными нормами или законодательством об осуществлении иностранных инвестиций в имеющие стратегическое значение организации.
Антимонопольное законодательство, например, говорит о том, что предварительное согласование с Федеральной антимонопольной службой (ФАС) в обычной ситуации требуется для сделок экономической концентрации, если суммарная стоимость активов приобретаемой компании превышает 800 млн руб. Правда, на 2022-2023 год введен исключительный порядок: такие сделки могут совершаться без предварительного согласия антимонопольного органа, но с последующим его уведомлением.
В свою очередь законы об иноинвестициях обязывают согласовывать со специальной правительственной комиссией сделки, в результате которых иностранный инвестор получает право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% голосов в компании, имеющей стратегическое значение.
Согласно действующему законодательству оферты при достижении уровня владения 30%, 50% и 75% являются обязательными. "Интерфакс" задал представителям Минэкономразвития, ФАС и Банка России вопрос о том, какими будут правовые последствия, если чиновники не дадут согласие на увеличение контроля. В самом же законопроекте, по словам источника, говорится лишь об обязанности мажоритария направить в ПАО обязательное предложение относительно приобретения акций "не позднее пяти рабочих дней со дня получения" соответствующего решения.
Ответов от Минэкономразвития и ФАС агентство не получило. В ЦБ РФ опасаются, что предложенный порядок может использоваться недобросовестным мажоритарным акционером для уклонения от оферты. "Нельзя исключать варианта, что предлагаемый механизм будет использоваться для обхода требований о направлении обязательного предложения", - сообщили в пресс-службе регулятора в ответ на запрос "Интерфакса". Мажоритарий сам формирует комплект документов в ФАС и имеет возможность не полностью или не вполне корректно указать информацию, также он может затягивать подачу заявления или предоставление дополнительных документов. "В результате оферта не будет сделана или срок её направления существенно затянется", - считает ЦБ РФ.
Поэтому регулятор считает, что в законопроекте нужно дополнительно проработать механизм согласований таким образом, чтобы исполнение требований антимонопольного законодательства не препятствовало реализации обязанностей в сфере корпоративных отношений.
Работа над законопроектом ведется более 10 лет, в последние годы - в рамках утвержденного правительством плана мероприятий "Трансформация делового климата".
По данным источника, в ходе доработки законопроекта в нем сохранилась ключевая идея - перейти от понятия аффилированности к термину "связанные лица" при определении порогов владения (30%, 50% и 75%), после превышения которых крупные акционеры должны обратиться к миноритарным с предложением о выкупе их бумаг или могут прибегнуть к принудительному выкупу (после консолидации 95% акций). Сейчас аффилированными считаются лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20% уставного капитала, а также члены совета директоров, гендиректоры и директорат.
В списке "связанных лиц" по-прежнему упоминаются супруги, родители, дети, братья и сестры, усыновители и усыновленные, подконтрольные им организации, а также подконтрольные и контролирующие акционера лица. Также авторы проекта предлагают считать "связанными" тех, кто заключил с акционером договоры доверительного управления имуществом, простого товарищества, поручения, акционерное соглашение или иные договоры, предметом которых является осуществление прав, удостоверенных акциями ПАО. Целью этих соглашений является приобретение контроля над соответствующим публичным обществом.
В доработанном проекте сохранились также нормы, призванные мотивировать акционеров к соблюдению правил при консолидации контроля над ПАО. Авторы предлагают сократить число акций, которыми можно голосовать на собраниях, пока не выставлена оферта на выкуп бумаг. По проекту обладатели пакета, превышающего 30%, на голосовании смогут использовать не более 3/7 от общего числа голосов других акционеров. Владелец свыше 50% акций получит не более половины голосов от общего числа голосов других акционеров, принимающих участие в общем собрании. Акционер с пакетом более 3/4 уставного капитала сможет голосовать бумагами в количестве не более 75% минус один голос от общего числа голосов участников.
Сейчас после приобретения более 30%, 50% и 75% акций нельзя использовать для голосования бумаги, количество которых выходит за эти пороговые значения. Но это, по мнению авторов проекта, все равно обеспечивает основному акционеру большинство голосов и не стимулирует его к соблюдению требований закона об офертах.
Предполагается, что изменения вступят в силу с 1 октября 2023 года.