Он улетел
Барак Обама покинул Россию. Завершились завтраки, обеды и переговоры. Остались вопросы – каковы же реальные результаты встреч российского и американского лидеров и что же такое понимание
Москва. 8 июля. INTERFAX.RU - Уже в первый день первого визита президента США Барака Обамы в Москву стало ясно, что американский лидер вернется домой к своим согражданам не с пустыми руками. Даже самому въедливому и скептически настроенному избирателю-республиканцу будет что предъявить: прежде всего, сэкономленные за счет военного транзита через Россию в Афганистан деньги.
Российско-американское соглашение о военном транзите в Афганистан позволит ВВС США совершать 4,5 тыс. вылетов в год – то есть примерно 12 вылетов в сутки - без дополнительных затрат. Это позволит Белому дому сэкономить на топливе и других транспортных расходах до $133 млн ежегодно, пишет американское издание Washington Post со ссылкой на заявление представителя Белого дома.
Российско-американское соглашение о военном транзите в Афганистан стало своего рода сенсацией прошедшего саммита и безусловным внутриполитическим дивидендом для американского лидера. Для многих оказалось неожиданностью, что в соглашении по афганскому транзиту, подписанном в Москве, фигурируют не только грузы невоенного назначения и даже не только военное имущество, но и военный персонал. Получается, что соглашение с США пошло гораздо дальше тех соглашений по транзиту в Афганистан, которые Россия уже подписала с такими традиционными союзниками в Европе как Франция, Германия, Испания.
"Это очень важный вклад со стороны России", - радовался американский лидер на итоговой пресс-конференции в Кремле. И не удивительно.
Однако возникает вопрос, какие же преимущества, в свою очередь, получила Россия от столь долго ожидаемого и столь тщательно готовившегося визита Обамы в Москву?
Оптимисты, которые предвкушали отказ Обамы от планов по созданию третьего позиционного района американской ПРО в Восточной Европе, разочарованы. Президент США высказывался о судьбе этого проекта, против которого категорически выступает Россия, весьма туманно и неопределенно.
На пресс-конференции в Кремле американский президент напомнил, что США проводят детальный обзор проекта по созданию глобальной ПРО, предполагающего размещение элементов американской ПРО в Польше и Чехии. Обама обещал, что как только этот обзор будет завершен – а это случится в конце лета – об этом сразу сообщат российской стороне. В то же время он подтвердил готовность США создавать вместе с Россией систему ПРО, которая защищала бы обе страны от ракетных ударов третьих стран. Но все это Россия слышала и раньше, когда громкие заявления администрации Буша о готовности сотрудничать в сфере ПРО на деле оборачивались готовностью ассистентов Госдепа организовать приставные стульчики для российских экспертов, чтобы дать им возможность послушать, как именно будут размещаться элементы ПРО в Восточной Европе.
Тем не менее, признанный гуру в сфере стратегической стабильности, ныне посол России в США Сергей Кисляк, который на протяжении нескольких лет вел переговоры по ПРО и СНВ с экспертами из администрации Джорджа Буша, считает позицию новой администрации США обнадеживающей. "Сегодня я испытываю по этому вопросу значительно больший оптимизм, чем некоторое время назад. Я достаточно давно занимаюсь этой проблематикой, и мне есть с чем сравнивать", - сказал он накануне "Интерфаксу". По его оценке, "субстанция американской позиции по этому вопросу значительно более серьезная, чем прежде". "Американская сторона демонстрирует готовность не просто слушать нас, а именно вслушиваться в наши озабоченности", - подчеркнул Кисляк, но в то же время воздержался от прогноза результатов переговоров между РФ и США по проблеме развертывания ПРО в Европе, отметив, что "для прояснения позиций потребуется время".
Тем не менее, неслучайно Медведев и Обама решили принять заявление по вопросам ПРО уже в ходе встречи. Экспертами такое заявление не готовилось заранее. В документе президенты выразили готовность "продолжить обсуждение, касающееся установления сотрудничества по реагированию на вызовы распространения баллистических ракет".
И в этом же заявлении содержится поручение президентов российским и американским экспертам провести совместную работу по анализу баллистических ракетных вызовов XXI в. и подготовить соответствующие рекомендации. Это именно то, к чему призывала Россия администрацию Джорджа Буша-младшего во время дискуссий по вопросам ПРО, но не получала никакого ответа.
Касаясь вопросов ПРО в своей лекции во вторник перед выпускниками Российской экономической школы, Обама заявил, что в системе ПРО вообще не будет необходимости, если удастся решить вопросы, связанные с ядерной программой Ирана. Еще до визита многие американские эксперты высказывали уверенность в том, что чуть ли не самая главная цель Обамы в Москве – заручиться поддержкой России в отношении Ирана. Однако, судя по всему, этой цели, если она была, в полной мере достичь не удалось: Москва традиционно выступает против жестких санкций в отношении Тегерана.
Иранская проблематика обсуждалась за завтраком премьера России Владимира Путина с президентом США. Как сообщил замглавы аппарата российского правительства Юрий Ушаков, в ходе встречи с Путиным Обама высказался за более интенсивное сотрудничество Москвы и Вашингтона по Ирану. Однако он оговорился, что конкретные возможные шаги, которые можно было бы предпринять в Совете Безопасности по данной проблематике, не обсуждались.
На завтрак с Владимиром Путиным американскому лидеру подали копченую белугу с оладьями и мармеладом из клюквы, а вторым блюдом в меню значились яйца с черной икрой и сметаной. В настоящее время легально производить и экспортировать черную икру имеет право только Иран, а мысль о том, что контрафактная продукция могла оказаться на столе у премьера, мы сразу отметаем. Так что, с большой долей вероятности, во время непростого разговора о ядерной программе Ирана президент США закусывал иранской же черной икрой.
Одним из заметных достижений прошедшего российско-американского саммита стало подписанное "совместное понимание" по вопросам СНВ. За сутки до приземления самолета Обамы в Москве вопрос о том, удастся ли подписать этот документ, висел в воздухе. Эксперты до последнего момента пытались согласовать в том числе количественные параметры сокращения носителей. Именно вопрос носителей стал одним из камней преткновения. Судя по цифрам, зафиксированным в "понимании", до реального понимания по этому вопросу дело пока не дошло.
В документе есть положение о том, что носители должны сокращаться в пределах от 500 до 1100 единиц, а связанные с ними боезаряды – от 1500 до 1675 единиц. То есть рамки оказались слишком размытыми. Эксперты считают, что нижний порог сокращения по носителям – это запросная позиция Москвы, а "потолок" в 1100 носителей – это максимум, на что пока может пойти Вашингтон.
Во времена Джорджа Буша-младшего американская сторона предпочитала не уничтожать стратегические носители, а просто снимать с них ядерные боеголовки и складировать их, тем самым создавая так называемый "возвратный потенциал" - грубо говоря, те ядерные боеголовки, которые в любой момент можно прикрутить обратно на носитель. Это всегда раздражало Москву. Судя по всему, пока ситуация не сильно изменилась.
"Мы выступаем за максимально возможное ограничение носителей", - сказал Сергей Лавров накануне в интервью каналу "Вести 24" во вторник по итогам российско-американского саммита в Москве. По словам главы МИД РФ, на российско-американских переговорах "предстоит искать баланс, предстоит искать паритет, и носители - это самое главное, действительно, потому что если есть боезаряды, но нет носителей, возможность каких-нибудь нежелательных действий сокращается".
Несмотря на то, что окончательного понимания по стратегическим вооружениям не достигнуто, в этом политически обязывающем документе удалось закрепить те моменты, на которые на протяжении последних лет российская сторона тщетно пыталась обратить внимание администрации Джорджа Буша-младшего.
В частности, в "понимании" было закреплено положение о взаимосвязи стратегических наступательных и стратегических оборонительных вооружений. Еще недавно в США отказывались наотрез не то что фиксировать такую взаимосвязь в документах, но даже говорить о ней. Несмотря на то, что в тексте формулировка достаточно размыта, в будущем она может позволить Москве пересмотреть свою позицию по сокращению наступательных вооружений, если в Европе все-таки появится третий позиционный район американской ПРО.
Еще одной победой российских дипломатов стал тот факт, что в документе впервые говорится о носителях в неядерном оснащении. Правда, опять же, формулировка обтекаемая: мол, само существование таких носителей может влиять на стратегическую стабильность.
Проблема носителей в неядерном оснащении обсуждается в рамках российско-американского диалога по СНВ уже давно. В Москве выступают за то, чтобы такие носители в новой договоренности подпадали под сокращение наравне с носителями в ядерном оснащении, поскольку системы слежения не могут распознать, какая именно летит ракета: с ядерной боеголовкой или с неядерной. США, видимо, хотели бы иметь полную свободу действий в этом плане.
Накануне глава МИД РФ заявил, что Россия будет добиваться того, чтобы в новой договоренности взамен СНВ эта проблема формулировалась четче. По словам министра, "мы будем добиваться, чтобы эта тема была отражена более четко, не просто в контексте влияния неядерных вооружений стратегического характера на стратегическую стабильность, но в плане учета по сути дела нового класса стратегических вооружений".
В целом, несмотря на перечисленные подвижки в сфере СНВ и промежуточные победы российской дипломатии, приходится констатировать, что до выхода на финишную прямую, ведущую к новому договору взамен истекающего СНВ-1, еще очень далеко. Непростой разговор экспертов продолжился уже во вторник, когда Обама еще находился в России.
Так в чем же дивиденды России от состоявшегося визита? Каких-то конкретных плодов, которые можно было бы потрогать руками, как те 133 миллиона долларов за транзит в Афганистан, у России нет. В ходе визита Обамы в Россию, вопреки ожиданиям многих, не прозвучало, к примеру, заявление о том, что администрация вернет в Конгресс отозванное оттуда из-за событий в Южной Осетии выгодное для России соглашение о мирном атоме.
Что касается Грузии, то американский лидер продемонстрировал, что позиция Вашингтона по этому вопросу неизменна: США – за территориальную целостность государств, в том числе Грузии, и по этому вопросу у России и США сохраняются разногласия. Хотя, как сообщил замглавы аппарата правительства Юрий Ушаков, на встрече с В.Путиным американский президент выразил готовность учитывать российское видение ситуации относительно Грузии, Украины и постсоветского пространства в целом.
Этот визит, впрочем, запомнится тем, что впервые прибывающий в Москву американский лидер, тем более демократ, не сказал ни слова упрека в адрес России по тематике прав человека. Не прозвучали имена Михаила Ходорковского и Анны Политковской, по крайней мере публично. Более того, американский президент всегда подчеркивал, что США не собираются ничему учить Россию и даже сделал комплимент российским властям, которые, по его словам, движутся в правильном направлении по развитию гражданского общества. Это сильно отличается от той атмосферы постоянных "дежурных" упреков и поучительных интонаций, которая присутствовала в российско-американских отношениях еще недавно.
Атмосфера дружбы и "перезагрузки" витала в последние два дня повсюду. Не обошлось и без курьезов. Секретные службы американского президента привели в Гостиный двор, где Обама выступал с лекцией, свою собаку для проверки сумок посетителей. Американской собаке так понравилась ее российская коллега, что знакомство псов затянулось надолго и создало проблемы при входе журналистов в здание.
Судя по всему, главный дивиденд, который получила Россия от этого визита – это протянутая рука дружбы американского президента. А дружба, как известно любому российскому школьнику, главнее всего. По крайней мере до тех пор, пока другая рука не показывает за спиной фигу.
Обозреватель Ксения Байгарова