Не стоит завышать планку ожиданий от визита Обамы

Ведущий специалист Германского фонда Маршалла (США) по трансатлантическим отношениям Дэвид Крамер полагает, что от визита президента США в Россию не стоит ждать прорывов

Москва. 3 июля. INTERFAX.RU - Дэвид Крамер – ведущий эксперт Германского фонда Маршалла (США) по трансатлантическим отношениям. Он восемь лет работал в госдепартаменте США, занимаясь европейскими и евроазиатскими делами, в том числе помощником госсекретаря США. В преддверии визита президента Барака Обамы в Россию он ответил на вопросы "Интерфакса".

Чего можно ожидать от этого первого официального визита президента Обамы в Москву?

Я думаю, что осмотрительней было бы не завышать планку ожиданий. Президенты вероятно подпишут соглашение о транзите через Россию военных грузов в Афганистан и общий рамочный документ о контроле над вооружениями. Правда, этот вопрос усложнился из-за того, что Россия связывает его с требованием к США отказаться от планов строительства объектов противоракетной обороны в Польше и Чешской Республике. От этого саммита не следует ожидать больших прорывов.

Вы верите в реальную возможность "перезагрузки" отношений США-Россия?

Американская сторона совершенно ясно нажала на кнопку "перезагрузки", в то время как российская не сделала этого. Более того, у американской стороны в Москве возникнет большой вопрос относительно намерения России "перезагружаться": что это – просто изменение тона и риторики или действительная политика? Российская сторона ждет, чтобы американцы сделали главные шаги.

А для Обамы, изменилось ли что-нибудь за время после его первого заявления о "перезагрузке"?

По-моему, добавилось определеного реализма. Обама окружен командой умных и опытных людей, которые дают ему советы, но трудность заключается в том, чтобы добиться перемен и гибкости с российской стороны. А российская позиция, по всей видимости, вполне определенная и жесткая.

Я имел в виду его реакцию на риторику президента Дмитрия Медведева по отношению к США и НАТО, реальные внешнеполитические шаги Москвы.

Последние шаги – российское вето в СБ ООН о продлении миссии наблюдателей в Грузии, военные учения на Северном Кавказе, изменение планов вступления в ВТО, дело Telenor, объятия с Ахмадинеджадом в Екатеринбурге – не способствовали созданию хорошей атмосферы для визита Обамы. НАТО и в еще большой степени США рассматриваются в Москве как источники угрозы; даже Евросоюзу досталось за его безобидную программу Восточного партнерства. Накануне Медведев призвал сосредоточиться на позитиве. На будущей неделе мы увидим, как это получится.

Между Владимиром Путиным и Джорджем Бушем установился хороший личный контакт, когда американский президент "заглянул в глаза" российскому коллеге, но атмосфера американо-российских отношений с тех пор только ухудшилась. Что есть у Обамы, чтобы вышло по-другому?

Обама – это совершенно отчетливый разрыв с Бушем. Кроме того, он популярен за рубежом, и у него есть харизма. Этим достоинствам предстоит испытание в Москве.

Состояние демократии и прав человека – это очень важный пункт разногласий между российской правящей элитой и Вашингтоном. Будут ли они и впредь влиять на политические отношения, или Обама готов закрыть глаза на некоторые различия ради прагматического сотрудничества с Москвой по Афганистану, Ирану и другим темам, по которым нуждается в ее поддержке?

Я ожидаю, что Обама будет обращать серьезное внимание на эти вопросы. Важно поднимать их в уважительном тоне, но мы действительно серьезно озабочены ситуацией с журналистами, правощитниками, обращением с оппозицией и т.д. Для президента очень важно говорить об этом, и я надеюсь, что во время визита он встретится с некоторыми их представителями.

Если подойти к этому вопросу с другой стороны, готова ли новая администрация США принять нынешнее российское руководство в качестве партнера или она будет сотрудничать с Москвой избирательно, в некоторых сферах, сохраняя общую подозрительность? Можно ли будет сравнивать отношение США к России с их отношением, например, к Германии или Франции?

Мы будем относиться к России, как к России, работать вместе, где сможем, и противодействовать, где должны.

"Новая Европа" и особенно российское "ближнее зарубежье" остаются серьезным раздражителем в отношениях Восток-Запад. Некоторые европейские лидеры принимают во внимание этот фактор и сдерживают, скажем, стремление Грузии и Украины в НАТО. Будет ли нынешняя администрация США отличаться в отношении к этому региону от прежней?

Соседи (России – ИФ) – это один из самых спорных вопросов в американо-российских отношениях, но мы не рассматривали и не будем рассматривать свои отношения с этими странами через российскую призму. Мы ни в коем случае ради "перезагрузки" не откажемся от тесных отношений с двумя демократическими странами: Украиной и Грузией.

Беседовал А.Минеев, Брюссель