Глава елабужского муниципального района Ильшат Гафуров: "Жить у нас стало престижно"
В 90-е годы Елабуга находилась на грани банкротства, безработица достигала 7%. Сейчас Елабужский район один из лучших в Татарстане. О том, как удалось преодолеть кризис и перестроить экономику, преодолеть тотальную зависимость от нефтяного сектора, сделать престижной жизнь в Елабуге, в интервью "Интерфаксу" рассказал глава Елабужского муниципального района Ильшат Гафуров.
Ильшат Рафкатович, за счет чего Елабужскому району удалось преодолеть кризис 90-х годов?
Для жителей Елабуги те годы можно охарактеризовать как время крушения надежд увидеть родной город в качестве мощного промышленного центра, где должен был состояться крупнейший машиностроительный завод Европы.
Осталось в стадии незавершенного строительства более 400 тыс. кв. метров площадей производственной и социальной инфраструктуры, возник огромный объем незадействованных мощностей, число безработных достигало порядка 7%.
Проблема усугублялась ещё и тем, что, переключившись в основном на интересы нефтяников и строившегося завода, городом были упущены многие занятые им прежде экономические ниши, такие как текстильная, мебельная, пищеперерабатывающая промышленность, которыми так славилась Елабуга.
Были допущены большие перекосы и при создании социальной и инженерной инфраструктуры. Каких-то объектов было создано в избытке в расчете на полумиллионный город, а какие-то в связи с внезапным прекращением финансирования просто не успели построить.
В то время была практически заброшена историческая часть Елабуги, что спровоцировало ветшание старинных домов, многие из которых имели статус памятников истории и архитектуры.
Таким образом, к началу второго тысячелетия состояние экономики Елабуги было почти катастрофическим, город находился на грани банкротства, что, соответственно, крайне негативно отражалось и на его социальном развитии.
Но недаром говорят, что "ночь наиболее темна перед рассветом", так и для Елабуги эти сложные годы ознаменовались формированием группы энергичных людей, неравнодушных к судьбе города.
Был принят ряд стратегических решений, разработано множество проектов, реализация которых позволила обеспечить рост темпов развития территории практически во всех сферах жизнедеятельности.
Наиболее важным этапом здесь мы считаем разработку и принятие в мае 2002 года "Программы социально-экономического развития Елабужского района и города Елабуги на 2002-2006 г.г.", которая получила статус республиканского пилотного проекта по системному развитию территории и привлечения недостающих ресурсов. По сути, это была среднесрочная программа с элементами стратегического программирования, при этом она носила четко выраженный прикладной характер.
Целью программы являлось достижение экономической и социальной самодостаточности территории на уровне утвержденных в республике стандартов, которая обеспечивала бы не только финансирование текущих расходов территории, но и создала бы стимулы к развитию.
В программе был разработан комплекс мер, который должен был избавить доходную базу территории от "нефтяной зависимости" - в то время она на более чем на 2/3 формировалась за счет налогов нефтедобывающей отрасли, и наше благополучие в большой степени зависело от мировой конъюнктуры цен на нефть.
В 2003 году программа была признана лучшей в Приволжском федеральном округе. В процесс реализации программы были вовлечены и органы государственной и местной власти, и хозяйствующие субъекты территории, и население.
Сегодня, по окончании реализации программы, показатели социально-экономического развития территории - свидетельство точности выбранного направления. Если на момент принятия документа показатели объема производимой продукции и объема инвестиций в расчете на душу населения были значительно ниже среднереспубликанских и среднероссийских, то сейчас - значительно выше.
Изменилась и структура доходов территории. Сегодня Елабужский муниципальный район относится к категории самодостаточных. Объем налоговых поступлений от предприятий нефтедобывающего сектора составляет лишь 8,6% в общем объеме доходов территории. Для сравнения в 2000 году - 70%.
Таким образом территория вышла на траекторию стабильного развития; многие предприятия эффективно развиваются и конкурентоспособны; реализуется проект федерального значения - особая экономическая зона промышленно-производственного типа Алабуга; изменился облик города, восстановлена историческая часть, развилась социальная инфраструктура. Сегодня жить и работать в Елабужском муниципальном районе становится престижным.
Чем вызвана необходимость разработки "Стратегии развития Елабужского муницпального района и его поселений до 2015 года и на перспективу до 2025 года"?
После реализации "Программы социально-экономического развития Елабужского района и города Елабуги на период 2002-2006г.г.", других намеченных планов, самое главное - не останавливаться, а продолжать идти вперед.
Создание на территории крупнейшей из российских ОЭЗ также вносит значительные коррективы в видение дальнейших перспектив и принципов развития района.
Нас крайне радует и ожидаемый промышленный подъем. Численность населения в ближайшие годы практически удвоится, что, в свою очередь, потребует соответствующей социальной инфраструктуры.
Главные требования, предъявляемые к нам со стороны инвесторов - наличие развитой социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры, хорошей экологии. Нужно быть к этому готовыми. Мы четко отдаем себе отчет, что это ставит перед нами новые задачи в области обеспечения сбалансированности городского развития.
Учитывая опыт развития города в предыдущие годы, мы намерены последовательно претворять в жизнь тезис о том, что развитие экономики и культуры неразрывно. В связи с этим сферу культуры мы рассматриваем как неотъемлемую часть механизма формирования конкурентоспособности нашего муниципального образования.
А вообще у нас должно быть много тем развития, ведь в борьбе за людей и инвестиции выигрывают тематические города. Поэтому мы поставили для себя важную задачу - создание единой, причем долгосрочной стратегии, способной дать достаточно быструю отдачу в ключевых сферах развития Елабужского муниципального района и его поселений.
Какие основные проблемы стоят перед руководством муниципалитета в связи с разработкой и реализацией Стратегии?
Основная проблема, которую необходимо решить для того, чтобы процесс выработки и реализации Стратегии был успешным, на мой взгляд, заключается в том, чтобы суметь объединить усилия всех членов местного сообщества без исключения на решении общих задач.
Мы понимаем, что, как всегда, будет много скептиков, пытающихся свести нашу сегодняшнюю работу к "бесплотным фантазиям группы неугомонных людей, которым все чего-то не хватает".
Но мы проходили это, и когда начинали заниматься "Программой социально-экономического развития Елабужского района и города Елабуги на 2002-2006 годы", и когда затевали проект празднования 1000-летия Елабуги, и когда на всех уровнях говорили о необходимости создания СЭЗ, и когда настойчиво убеждали всех о необходимости развития туризма.
Сейчас все это уже успешно пройденные этапы.
Как известно, успехов добивается только тот человек, у которого есть мечта, и есть воля, есть сила характера ее осуществить. Такая целеполагающая мечта должна быть и у территории - мечта о том, как нам выйти ещё на более высокий уровень в своем развитии, постоянная цель о достижении некого идеала, который конечно всегда будет меняться вместе с изменением общих способностей и навыков общества. Воплощение всего этого в жизнь, в первую очередь, зависит от единства видения будущего нашей территории каждым из членов местного сообщества.
Материалы, стенограммы различных дискуссий по стратегии сейчас размещаются во всех местных СМИ, в том числе и на телевидении. Уже в апреле пройдет первое заседание Стратегического совета территории, все решения будут выноситься на суд общественности на "круглые столы", где каждый сможет высказать свое мнение.
Мы надеемся, что нам удастся провести конструктивную общественную дискуссию, в которой будут участвовать и представители власти, и представители бизнеса, и представители общественности территории.
Я уверен, что совместными усилиями мы сможем не только определить реальные контуры будущего нашего района, но и сделать шаги к их воплощению в жизнь уже сегодня.
Как, на Ваш взгляд, развивается ОЭЗ Алабуга по сравнению с другими ОЭЗ в Российской Федерации?
Особая экономическая зона Алабуга, официальное открытие которой состоялось 20 ноября 2007 года, - крупнейшая ОЭЗ промышленно-производственного типа в России. По темпам развития инфраструктуры она опережает все другие ОЭЗ, существующие в Российской Федерации.
Всего за полтора года существования ОЭЗ Алабуга сумела достичь больших результатов, что было отмечено не только на татарстанском и российском уровне , но и ведущими иностранными экспертами, в частности, отцом "сингапурского экономического чуда" господином Ли Куан Ю в ходе его визита в ОЭЗ в июне 2007 года.
Всего на создание промышленной, таможенной и деловой инфраструктуры ОЭЗ Алабуга планируется вложить 11 млрд рублей из федерального и республиканского бюджетов. 4,5 млрд рублей уже вложено в развитие ОЭЗ, что принесло практические результаты.
В августе 2007 года был сдан в эксплуатацию Административно-деловой центр ОЭЗ общей площадью 11 тыс. кв. м - один из самых функциональных бизнес-центров в Татарстане, построен современный таможенный терминал, оборудованный новейшими технологиями.
Для создания удобного бизнес-климата для деятельности резидентов в ОЭЗ запущена система "Одно окно", объединяющая представительства 16 государственных органов и учреждений.
Как развиваются действующие резиденты, кого еще предполагается привлечь? На какой эффект можно рассчитывать, сколько предполагается создать производств, какой направленности, ожидаемый объем инвестиций резидентов, объем промышленной продукции, производимой на площадке?
На данный момент на территории ОЭЗ зарегистрированы семь резидентов разного профиля (автомобилестроение, нефтехимия, производство строительных материалов и др.).
В 2008 г. на территории ОЭЗ была выпущена первая промышленная продукция автомобили Fiat Ducato и грузовые автомобили ISUZU.
Долгосрочная стратегия развития ОЭЗ предполагает привлечение новых резидентов, к 2012 г. на территории ОЭЗ планируется организовать производство 40 компаний. Общая сумма планируемых инвестиций, осуществленных резидентами ОЭЗ, должна достичь $2 млрд.
Сколько сейчас задействовано трудовых ресурсов и сколько потребуется в ближайшее время? Каким образом планируете решать кадровые вопросы?
По состоянию на сегодняшний день резидентами ОЭЗ создано 615 рабочих мест, из которых 600 приходится на долю резидентов группы "Северсталь-авто" (518 рабочих мест создано в ООО "Северстальавто-Елабуга", 83 в ЗАО "Северстальавто-ИСУЗУ").
Динамичное развитие производств резидентов на территории ОЭЗ предполагает дальнейшее увеличение числа работающих на предприятиях ОЭЗ. Уже к концу 2008 г. этот показатель превысит 3300 человек. Долгосрочная стратегия развития ОЭЗ "Алабуга" предполагает создание в ОЭЗ к 2012 году 16 тыс. рабочих мест.
Достижение этой цели потребует тесного сотрудничества с ведущими образовательными учреждениями не только Камского экономического района, но и всего Татарстана. Работа в этом направлении уже ведется: в 2007 г. администрация ОЭЗ заключила соглашение с Елабужским государственным педагогическим университетом о сотрудничестве в области подготовки специалистов для обеспечения кадровых потребностей действующих и потенциальных резидентов ОЭЗ.
В 2008 году планируется подписать аналогичные соглашения с рядом других высших и средних специальных учебных заведений республики.