На рынке недвижимости похолодало
Замедление падения цен на квартиры оказалось временным. Июньские данные говорят о том, что квадратный метр ускорил снижение. Даже в Москве, где квартиры оказались самыми устойчивыми ко всеобщему подешевению, сокращение цены составило 2,6%. При этом для покупателей недвижимости главным стало не качество, а цена
Москва. 2 июля. IFX.RU - Российский рынок недвижимости ушел в минус, утверждают эксперты портала по недвижимости "Мир квартир". По их подсчетам, в июне текущего года в 26 субъектах страны с крупнейшими рынками недвижимости продолжается повсеместное снижение средней цены предложения вторичного жилья. В 9 городах темпы падения цен превысили 3%. Не устояли даже самые дорогие регионы - Москва, Санкт-Петербург и Подмосковье.
Московские цены на вторичное жилье в июне снизились сразу на -2,6% (165,772 тыс. рублей за метр). Для сравнения майское снижение было незначительным и составляло -0,5%. В Санкт-Петербурге июньские темпы снижения остались на прежнем уровне -2,9% при средней цене 85,499 тыс. рублей за метр.
Цены на городское вторичное жилье в Московской области в мае росли (+1,5%), но в июне ситуация резко изменилась - снижение цен составило -1,6% до 75,997 тыс. рублей за метр.
Больше всего не повезло торговцам квартирами в Курске, где в прошлом месяце средняя стоимость свежепостроенного квадратного метра упала на 5,5% до 30,890 тыс. рублей. На втором месте по отрицательному приросту находится Хабаровск -4,9% (40,040 тыс. рублей). Следом идет Красноярск (-4,2%, 43,312 тыс. рублей).
Вторичка не отставала от новостроек. По скорости падения выделяются еще шесть городов: Саратов (-3,9% и 39,494 тыс. рублей за метр), Брянск (-3,9% и 35,592 тыс. рублей), Нижний Новгород (-3,8% и 51,008 тыс. рублей), Томск (-3,6% и 43,577 тыс. рублей), Омск (-3,5% и 31,003 тыс. рублей) и Мурманск (-3,1% и 34,569 тыс. рублей).
Наименьшие изменения (снижение в пределах 1%) средних цен на вторичном рынке отмечены в Липецке (-0,2% и 44,381 тыс. рублей за метр), Калуге (-0,5% и 61,914 тыс. рублей), Иркутске (-0,5% и 50,474 тыс. рублей), Тюмени (-0,5% и 42,674 тыс. рублей), Ростове-на-Дону (-0,8% и 50,678 тыс. рублей), Жигулевске (-0,8% и 23,469 тыс. рублей) и Ульяновске (-1% и 32,825 тыс. рублей).
Кто выиграл?
Конечно, из-за падения цен выигрывает прежде всего покупатель. Впрочем, вряд ли в эпоху всеобщей безработицы и сокращения доходов собственные квадратные метры могут себе позволить многие, но все же скидки не могут не радовать. Рынок продавца сменился рынком покупателя.
Но даже при этом некоторые девелоперы умудрились выиграть на кризисе. По данным компании "МИЭЛЬ-Загородная недвижимость", среди компаний, работающих с дальними объектами в Московской области, 4% признались, что их бизнес вырос.
Компания опросила 107 застройщиков (30% от всех девелоперов, работающих в сегменте коттеджного строительства в Подмосковье). 81,4% из них пожаловались, что спрос на загородные дома упал на 40%. 14,6% сказали, что спрос остался на уровне 2008 года. И как раз 4% сообщили, что увеличили свой бизнес.
Клиенты стали более неприхотливыми. Если раньше их больше волновало качество, то теперь - цена. Наиболее важным для клиента фактором является цена - это подтвердили 73% опрошенных застройщиков. На втором месте, по мнению 72% девелоперов, - степень готовности поселка или коттеджа. Затем идет месторасположение поселка и качество самого коттеджа - 64%
Аналогичные исследования, которые проводились в 2007 году, показали, что тогда потребители на первое место ставили качество строения, на второе - надежность застройщика и экологию, на третье - архитектурную концепцию комплекса.
По мнению застройщиков, за последний год клиенты стали все чаще решать свои жилищные проблемы без помощи третьих лиц, и активно настаивать на дисконте. Посредники больше не нужны, а вот скидки - желательны.
При этом девелоперы сменили стратегию бизнеса. Если раньше более половины из них продавали свои объекты сами, теперь риелторским бизнесом занимаются лишь треть. Теперь они предпочитают нанимать риелторов - строители пытаются управлять финансовыми издержками, а риэлторскую компанию привлекать дешевле, чем заниматься продвижением объекта самостоятельно.