Сделка с налоговым правосудием
Государство может либерализовать налоговое законодательство в части неотвратимости и жесткости наказания за уклонение от уплаты налогов. У налгоплательщика-нарушителя появиться возможность урегулировать проблему в досудебном порядке и спать спокойно. Наказание на неуплату налогов могут смягчить, подняв потолок "крупняка" в несколько раз
Москва. 30 июня. IFX.RU - Затруднить привлечение к уголовной ответственности за налоговые преступления и дать возможность до возбуждения дела очистить свою совесть уклоняющимся от налогов предложили депутаты Госдумы. Главной целью предлагаемых новаций заявлена декриминализация налоговых правоотношений, но и дырявому бюджету будет из чего делать заплатки.
Группа депутатов во главе с председателем Госдумы Борисом Грызловым разработала законопроект "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ", сокращающий возможности привлечения налогоплательщиков к уголовной ответственности за налоговые преступления. Текст законопроекта имеется в распоряжении агентства "Интерфакс".
Действительно, зачем начинать уголовное расследование и преследование - не лучше ли будет прибегнуть к европейской практике досудебного урегулирования проблемы. А заодно очистить процесс досбора налогов от криминального налета.
Самое главное, у налогоплательщика появится возможность в течение двух месяцев утрясти все вопросы с законом, если установлен сам факт нарушения. То есть в полном объеме выполнить требования налоговиков об уплате недоимки, а также соответствующих пеней и штрафов. В этом случае речи об уголовной ответственности не идет, даже если размер недоимки предполагает возможность налогового преступления.
Соответствующие изменения предлагается внести в Налоговый кодекс, Уголовный кодекс (УК), Уголовно-процессуальный кодекс, закон "О милиции".
Понятно, что сейчас экономику и отдельно взятых граждан мучает кризис. Некоторым даже налоги нечем заплатить, и представленное время вполне можно использовать для поисках источников покрытия долгов перед налоговиками, а кому-то еще раз взвесить все "за" и "против" и встать на праведный путь добропорядочного члена экономического сообщества.
Но если после "льготных" двух месяцев реакции налогоплательщика не последовало, то налоговики будут просто обязаны в течение 10 дней направлять материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Нарушитель закона об этом будет предварительно предупрежден.
То, что дается два месяца проштрафившемуся налогоплательщику, это хорошо. Но депутаты пошли еще дальше, предлагая смягчить наказание. Потолок, когда налоговый проступок считался крупным, был поднять для физических лиц в 5 раз, для юридических лиц - в 3 раза.
Законопроектом предлагается увеличить размер уклонения физлицами от уплаты налогов и сборов, который можно считать крупным, со 100 тыс. рублей до 500 тыс. рублей за три финансовых года подряд. При этом доля неуплаченных налогов должна превышать 10% подлежащих уплате сумм налогов и сборов либо 1,5 млн рублей (в действующем законодательстве - 300 тыс. рублей). Особо крупным размером предлагается считать сумму уклонения 2,5 млн рублей при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате либо 7,5 млн рублей. В действующей редакции данного положения УК предусмотрены суммы 500 тыс. рублей и 1,5 млн рублей соответственно.
Авторы законопроекта также хотят освободить от уголовной ответственности граждан, впервые привлекаемых к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налога, если они до окончания предварительного расследования по делу полностью уплатили недоимку, пени и штраф.
УК РФ предусматривает штраф за уклонение от уплаты налогов физлицами в крупном размере в размере от 100 тыс. рублей до 400 тыс. рублей или в размере зарплаты или иного дохода за период от 1 до 2 лет, либо арест на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до одного года. За это же деяние в особо крупном размере предусмотрен штраф от 200 тыс. до 500 тыс. рублей или в размере зарплаты или другого дохода за период от 18 месяцев до трех лет либо лишение свободы на срок до трех лет.
Предлагается также увеличить размер уклонения организациями от уплаты налогов и сборов, который можно считать крупным, с 500 тыс. рублей до 1,5 млн рублей за три финансовых года. При этом доля неуплаченных налогов должна превышать 10% от суммы налогов, подлежащей уплате, либо более 4,5 млн рублей (1,5 млн рублей - в действующей редакции). Особо крупным предлагается признать размер уклонения 7,5 млн рублей (в действующей редакции - 2,5 млн рублей), долю неуплаченных налогов - более 20% или 20 млн рублей (в действующей редакции - 7 млн рублей). При этом предлагается освободить от уголовной ответственности организации, впервые привлекаемые к ответственности за этот вид нарушений, если до конца предварительного следствия были полностью уплачены недоимка, пени и штрафы.
Эти же требования предлагается распространить на неисполнение налоговыми агентами своих обязанностей по исчислению, удержанию и перечислению налогов.
При этом депутаты предлагают прекращать уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в уклоне от уплаты налогов, если до окончания предварительного расследования ущерб, причиненный бюджетной системе РФ в результате преступления, возмещен в полном объеме. Соответствующие изменения вносятся в Уголовно-процессуальный кодекс.
Если закон успеют принять до того, как кончится кризис, и граждане и компании поторопятся им воспользоваться, то в истерзанный дефицитом бюджет потечет сначала струйка, а потом, может, и ручьи дополнительных налоговых поступлений. По данным Федеральной налоговой службы (ФНС), в январе-мае поступления доходов в федеральный бюджет снизились на 32,3%.