"Народный" миноритарий - это судьба
Банк ВТБ и не думал, что проведя "народное" IPO приобретет самых нервных и агрессивных миноритариев. Рассерженные итогам деятельности банка и падением цены приобретенных акций, акционеры в самых резких выражениях высказали руководству ВТБ свое недовольство. В банке пытаются придумать схемы "компенсации", но решения так и не появилось
Москва. 30 июня. IFX.RU - Волна "народных IPO", прокатившаяся по России в 2006-2007 годах, сформировала особый корпоративный жанр: публичное общение топ-менеджеров эмитентов с недовольными миноритариями.
Формат - встреча с акционерами или годовое собрание - не принципиален, так как в конечном счете мнение "народных" совладельцев ничего не решает. Частные акционеры приходят совершить ритуал голосования по уже решенным государством вопросам, а заодно "выпустить пар", и делают это, как правило, вдохновенно и яростно.
Самые агрессивные "физики-миноры" достались ВТБ: акционеры именно этого госбанка никогда не ограничивали себя в выборе выражений при оценке работы менеджмента банка. Годовое собрание акционеров ВТБ, состоявшееся в понедельник, только закрепило их лидерство в рейтинге "Злобный миноритарий": накал дискуссии порой откровенно зашкаливал. Критика со стороны "народных" акционеров в адрес Сбербанка и "Роснефти", собрания в которых прошли на минувшей неделе, на фоне выступлений "миноров" ВТБ выглядит верноподданническими излияниями.
Вы врун, вы лгун!
Вряд ли топ-менеджмент ВТБ, акции которого с момента "народного IPO" в мае 2007 года упали в цене в разы, рассчитывал на комплименты миноритариев: предыдущие встречи с акционерами уже приучили банкиров к суровой критике. Но таких жестких оценок, как на нынешнем собрании, они вряд ли ждали.
Миноритарий Владимир Синяков свой гнев обратил на финдиректора ВТБ Николая Цехомского.
Он напомнил, что год назад спрашивал у Н.Цехомского о причинах получения убытка в первом квартале 2008 года в размере $400 млн. Тот объяснил убыток курсовой разницей, но затем, по словам В.Синякова, уже после годового собрания акционеров выяснилось, что убыток был получен в связи с проведением неудачных валютных операций.
"Господин Цехомский, вам не стыдно? Вы врун, вы лгун, вы обманываете наших акционеров", - заявил акционер. Затем В.Синяков сказал, что именно валютные операции, а не создание резервов на потери по ссудам, как утверждает менеджмент, стали причиной получения такой небольшой прибыли по итогам 2008 года. "Поэтому точно так же, господин Костин (Андрей Костин, президент - председатель совета директоров ВТБ), прекратите нам врать, говорите правду", - сказал В.Синяков и призвал миноритариев к консолидированному отпору.
"То, как вы будете голосовать - "за", воздержитесь или "против" - ничего не меняет. Все зависит от одного человека, который голосует по доверенности государства. Все, что мы можем сделать, это выказывать "фи" нашему президиуму. Я прошу всех акционеров воспользоваться возможностью, которую нам дал закон об акционерных обществах, и проголосовать "против" по каждому пункту повестки. Это даст маленький теоретический шанс воспользоваться в судебном порядке (возможностью) привлечь менеджмент компании за его некомпетентные действия", - заявил В.Синяков.
Идея выступить единым фронтом пришлась по душе и миноритарию Владимиру Любченко. "Вы поймите, что нас много, и если мы не будем вместе организованно требовать от этого менеджмента, то ничего у нас не получится очень долго. Надо организоваться и требовать свои права. Все сводится к тому, чтобы вернуть награбленное, правильно? Подход понятен, и болтовней заниматься, горбачевщиной не стоит", - сказал акционер.
"Стратег" поневоле
Миноритарии ВТБ, которых кризис и падение котировок акций банка поневоле сделали стратегическими инвесторами, уже не раз пытались предложить ВТБ или государству "заплатить и разбежаться".
На этот раз на конструктивный лад участников собрания попытался настроить акционер Сергей Сножин. Но его идее, как и идеям предшественников, по-видимому, практическая реализация не грозит.
"У меня есть такое предложение: нас здесь небольшой процент, 5%, переведите наши активы в какие-то вклады на три года, я не буду эти деньги брать, с начислением каких-то процентов. Я не хочу терять свои последние деньги, не хочу быть лохом", - сказал он.
На это глава ВТБ Андрей Костин ответил: "Мы действуем в рамках закона, и мы действительно пытаемся найти решение. Насчет депозитных схем - будем смотреть, насколько они соотносятся с законом. Подставлять банк под принятие неправовых решений мы тоже не можем".
Схожим образом глава ВТБ высказался и по поводу самой животрепещущей темы для миноритариев - выкупе акций у участников "народного" IPO. Глава второго по величине госбанка сказал, что, несмотря на то, что пока ВТБ не удалось найти решение по этому вопросу, он будет продолжать искать компромисс с миноритарными акционерами, участвовавшими в первичном размещении акций.
"К сожалению, для частных инвесторов акция должна показать перфоманс (рост стоимости) не за год, а за 10 лет. Мы готовы действовать только в рамках закона. А такого решения пока не удалось найти", - резюмировал А.Костин, выступая по итогам годового собрания перед журналистами.
В поисках "стрелочников"
Привычный тезис "во всем виноват кризис" миноритариев ВТБ не успокоил, а скорее, наоборот, - даже раззадорил. В конце концов, ругать абстрактное экономическое явление - занятие бессмысленное и даже нелепое, а вот попробовать "покусать" реальных топ-менеджеров очень даже можно.
Обсуждая вопрос о дивидендах за 2008 год в размере 11,18% от чистой прибыли, акционер "от народа" Валерий Грызунов сравнил объем выплат со стоимостью выданной акционером папки с логотипом банка: "Ждать того, что новый менеджмент исправит положение - это химера. Можно с нашими денежками прощаться (. . .) Вот сегодня нам вручили папки. Уважаемые коллеги! Эта папка, наверное, стоит тех дивидендов, которые я получу в этом году!", - заявил он. Зал после этих слов одобрительно загудел.
В свою очередь, известный миноритарий-активист Алексей Навальный задал слегка видоизмененный "интеллигентский вопрос": "Почему в ВТБ никто не виноват?"
"Почему в выступлении Андрея Леонидовича (Костина) речь идет о том, что не мы такие, а жизнь такая?", - сказал он, отметив, что ни одной отставки или увольнения в банке в последнее время не было.
Другой миноритарий, В.Синяков, вообще заявил, что единственный выход для высшего руководства банка - уйти в отставку. Основанием для этого он считает "крайнюю неэффективность" менеджмента, а также низкие доходы банка в 2008-2009 годах.
Ответ А.Костина, выступавшего от лица всех топ-менеджеров, прозвучал философски: "Мы в любом случае понимаем, что мы не навсегда, мы, как любой наемный менеджмент, можем быть сменены. Мы любим свою работу, но понимаем, что есть вещи, которые приходят и уходят".
Пусть возьмут акциями!
Размер вознаграждения независимым директорам также вызвал бурю эмоций. Миноритарии посчитали слишком высокой выплату двум независимым директорам банка вознаграждения за 2008 год на общую сумму $190 тыс. Из них $110 тыс. предлагалось направить Матиасу Варнигу ($80 тыс. - за выполнение функций независимого члена набсовета банка, еще $30 тыс. - за выполнение функций председателя комитета набсовета банка по аудиту). Кроме того, $80 тыс. вознаграждения предлагалось выплатить независимому члену набсовета Николаю Кропачеву.
В итоге миноритарии даже предложили рассмотреть возможность выплаты вознаграждения независимым директорам акциями, чтобы и они оказались в "шкуре миноритариев". В ответ на это А.Костин пообещал рассмотреть такую возможность. "К следующему собранию менеджмент рассмотрит вопрос оплаты вознаграждения акциями. По крайней мере, такой вопрос заслуживает внимания", - сказал он, отметив, что некоторые российские компании уже используют подобную форму оплаты услуг независимых директоров.
Также в преддверии голосования на собрании по поводу оплаты работы независимых директоров глава ВТБ отметил, что проголосовать "против" по этому вопросу было бы неправильно. "Мы совершенно неправильно поступили бы, если бы отказались от оплаты вознаграждения. Это международная практика (...) Мы не должны ломать ключевые вещи, включая институт независимых директоров", - сказал он.
Живой отклик у участников собрания вызвала и тема создания комитета миноритариев. Войдя сначала в него, заявило руководство банка, можно в будущем будет направить своих представителей и в набсовет.
Миноритарии, казалось, в обещания руководства банка снова не поверили. Александр Аксюта, в частности, отметил, что на 130 тыс. акционеров - физических лиц банка нашлось лишь 186 человек, которые изъявили желание попасть в консультационный совет. "Почему так мало? Потому что люди не верят, что это вообще орган будет живой, рабочий и будет что-то делать, хотя очень бы хотелось. Список этот из 186 имен никем не виден, он закрыт. Выбрали кого-то из кого-то. На самом деле все это очень кулуарно. Так не делается", - сказал он.
Все мы немного "лохи"
Нашлись миноритарии, которые очень критично высказывались о руководстве банка и действиях правительства по привлечению частных инвесторов к приобретению акций в ходе размещения. В частности, миноритарий С.Сножный сравнил участвовавших в IPO акционеров с "лохами".
"Я не хочу терять свои последние деньги (. . .) Не хочу быть лохом", - заявил он.
Выступивший затем глава ВТБ А.Костин решил поддержать миноритария в беде: "Я тоже купил акции, я такой же лох, как тот человек, который выступал до этого". Однако руководитель банка добавил, что два года - это недостаточный срок для того, чтобы оценивать доходность бумаг и эффективность банка по повышению его капитализации. "Банк сам по себе не является плохим носителем активов (. . .) Главное сейчас - сохранить доверие и расширять работу банка", - подчеркнул он.
А.Костин также отметил, что банк сам по себе не является носителем каких-либо негативных тенденций, и финансовые результаты будут зависеть в большей мере от экономической конъюнктуры в России и мире.
Инвесторы, казалось, слышали руководителя банка, но продолжали выплескивать эмоции. "Да, конечно, мы сами виноваты. Кой черт послал меня на эти галеры? Мой инвестиционный консультант предупреждал меня - не связывайся с этим ВТБ. Справедливая цена ваших акций была 7 копеек, а вы их разместили за 13,6 копейки благодаря агитации. Вы воспользовались нашей неосведомленностью", - заявил миноритарий Валерий Захаров.
Приходите осенью
В преддверии новой допэмиссии банка на 90 млрд рублей по номиналу (еще один вопрос повестки дня годового собрания), запланированной на осень этого года, акционеры были весьма активны. Они задавали множество вопросов о том, как еще одно размещение акций изменит их долю. Отвечавший на их многочисленные записки Н.Цехомский заявил о большой вероятности того, что банк будет размещать существенно меньшую сумму предусмотренных допэмиссией 9 трлн бумаг.
Финансовый директор банка также отметил, что цена и объем размещения акций допэмиссии будут определены после независимой оценки. Кроме того, по его словам, цену размещения можно будет узнать после подачи заявки.
Член наблюдательного совета ВТБ, первый заместитель председателя Банка России Алексей Улюкаев сообщил, что цена размещения будет определена в конце августа. Он назвал два фактора, которые будут определяющими для цены размещения: макроэкономическая ситуация и результаты независимой оценки. "Сейчас ответить на ваш вопрос о цене размещения - это то же самое, что пальцем в небо ткнуть", - сказал он, отвечая на вопросы миноритариев.
Впрочем, подводивший итоги годового собрания глава ВТБ А.Костин подчеркнул, банк в итоге в 2009 году намерен выбрать всю сумму государственной поддержки - 180 млрд рублей, которая заложена в бюджете в рамках антикризисной программы.
"Мы действуем в рамках тех решений, которые есть, и хотели бы выбрать весь капитал в этом году", - сказал он.