ФАС разберет белье РЖД
Железнодорожники нарушают права пассажиров, включая стоимость постельного белья в цену билета на поезда дальнего следования, считают в Федеральной антимонопольной службе. Есть к РЖД и другие претензии - кое-где они меняют обычные электрички на поезда "повышенной комфортности", билеты на которые стоят дороже
Москва. 25 июня. IFX.RU - Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила сразу два дела в отношении ОАО "Российские железные дороги", которые касаются простых пассажиров. Регулятор обнаружил, что железнодорожники нарушают права пассажиров, включая в цену билета на поезда дальнего следования стоимость постельного белья. К тому же на некоторых направлениях обычные поезда заменяются на поезда "повышенной комфортности", что сказывается на цене билета.
Так, ФАС в связи с обращениями граждан РФ возбудила дело в отношении РЖД по признакам злоупотребления доминирующим положением, основанием для которого послужила высокая социальная значимость решения вопроса о включении в стоимость билета платы за пользование постельным бельем. Также возбуждению дела способствовала проведенная по этому факту проверка Генеральной прокуратурой РФ.
Еще почти три года назад, с 1 августа 2006 года в соответствии с распоряжением РЖД в тарифы на перевозку пассажиров в купейных вагонах и вагонах СВ всех категорий поездов, кроме поездов "Экспресс" 800-й нумерации, включена плата за пользование постельным бельем. Однако ФАС отмечает, что включение в договор перевозки услуг по пользованию постельным бельем лишает пассажира возможности реализовать предусмотренное право пользоваться комплектом постельного белья по своему желанию за отдельную плату. Действительно, ведь может бережливый человек захватить с собой комплект постельного белья из дома и сэкономить на этом, а некоторые в электричке вообще всю ночь не спят. Получается, что РЖД фактически навязывает услугу, которая может быть не всеми востребованной.
Кроме того, ФАС недовольная тем, что РЖД заменила поездами повышенной комфортности (и соответственно более дорогими) социально значимые электропоезда на Курском направлении Московской железной дороги.
Дочерняя компания РЖД - ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания" (ЦППК) - направила предложение в РЖД о назначении поезда повышенной комфортности сообщением Москва - Серпухов. РЖД разработали график движения поезда, и с осени 2007 года ряд пригородных поездов, перевозка в которых имела социальное значение, был отменен, а вместо них стали курсировать поезда ЦППК повышенной комфортности.
Однако согласно одному из приказов Минтранса, при открытии нового направления перевозки преимущество отдается пассажирскому поезду, имеющему социальное значение, подчеркивает ФАС.
Дело "о поездах повышенной комфортности" будет рассмотрено 14 июля, а "дело о постельном белье" - 18 августа 2009 года.
Напомним, что это не первая борьба ФАС с железнодорожным монополистом по поводу защиты прав пассажиров. Так, в конце апреля ФАС обратилась в правительство РФ с предложением замедлить "сближение стоимости абонементных и разовых билетов" в железнодорожном пригородном сообщении, а возникшие убытки компенсировать из бюджета. Дело в том, что до начала 2009 года регулировалась как разовая поездка, так и стоимость абонемента. При этом стоимость абонементного билета находилась на уровне 30% утвержденного тарифа разовой поездки и формировала, по данным РЖД, значительный убыток перевозчика, не покрываемый дотациями. При этом абонементными билетами пользовалась примерно половина пассажиров.
Но с 1 января 2009 года стоимость абонементных билетов стала устанавливать железная дорога, в результате чего их цена многократно увеличилась (рост на отдельных направлениях составил от 33% - Ховрино-Москва, с 600 рублей до 800 рублей, до более чем в 3,3 раза - Кашира-Москва, с 1700 рублей до 5600 рублей).
ФАС отмечает, что резкое повышение с 1 января стоимости абонементного билета для перевозок пассажиров железнодорожным транспортом является очень чувствительным для населения и несвоевременным в период нарастающих негативных социально-экономических последствий кризиса. При этом не были предусмотрены более "гибкие" предложения для пассажиров, в частности, возможности приобретения абонементных билетов не только на месяц, сезон, но и на фиксированное количество поездок (5, 10, 20 и другое).
С тех пор, как ФАС обратилась в правительство, прошло два месяца, а с января - почти полгода, но пассажиры по-прежнему в шоке от стоимости абонементов. В схватках и с РЖД, и с нефтяниками ФАС далеко не всегда выходит победителем, потому что выносимые службой решения о штрафах постоянно оспариваются в судах. Посмотрим, удастся ли добиться от РЖД чего-то в этот раз.