Дюков отметил, что нефтянка уже давно не в "теплой ванне" и умеет преодолевать сложности
Москва. 13 октября. INTERFAX.RU - Российские нефтяные компании в ближайшее время столкнутся с краткосрочными и среднесрочными сложностями, однако они решаемы за счет переориентирования поставок нефти и нефтепродуктов из Европы на новые рынки, заявил на пленарной сессии РЭН-2022 глава "Газпром нефти" Александр Дюков.
Он отметил, что российская нефтянка уже давно не находится в "теплой ванне" и имеет опыт преодоления сложностей, полученный еще восемь лет назад после введения первых санкций против отрасли.
"Первая задача, которая стоит перед нами, - законтрактовать те объемы нефти и нефтепродуктов, которые мы сейчас поставляем в Европу. Соответственно, эти объемы надо направить на новые рынки. Сейчас, если говорить об объемах поставки, осталось где-то около 1 млн б/с - нефть и нефтепродукты. Еще недавно эти объемы достигали 2-2,5 млн б/с. Это говорит о том, что задача по переориентации поставок решаема", - сказал Дюков.
"Вторая задача - непростая, но тоже которую нам предстоит решать и мы решаем, это создание инфраструктуры поставок, которая должна как раз поддержать наш выход на новые рынки. Здесь надо говорить не только о транспортной инфраструктуре на территории РФ - каких-то новых трубопроводах или портовых мощностях. Это, соответственно, инфраструктура, которая обеспечит морские перевозки: флот танкеров, соответствующая система страхования Hull & Machinery - судов, грузов, ответственности. Где-то необходимо создание системы расчетов и переход на новые валюты, что мы и делаем. Это развитие системы трейдинга и торговых операций, создание новых механизмов ценообразования", - добавил глава "Газпром нефти".
Он считает, что новые рынки имеют свою специфику, но, в то же время, они являются перспективными и быстрорастущими.
"Мы там уже присутствуем, нам нужно (это присутствие - ИФ) наращивать", - добавил он.
Дюков также отметил, что сотрудничество с новыми партнерами нужно рассматривать шире: не только в рамках поставок углеводородов, но и в технологической сфере, по поставкам оборудования. "С другой стороны, мы будем рады и приветствуем любые инвестиции со стороны других стран в наши проекты, которые реализуем на территории РФ", - сказал он.
Комментируя вопрос о достаточности танкеров на нефтяном рынке, Дюков сказал: "Ситуация меняется каждый день, 100% гарантии не может дать никто. На вызовы, с которыми компания сталкивалась и ранее, всегда находилось решение. Если говорить о проблемах с танкерами, то и она будет решена. Каждый год в мире строится порядка 100 танкеров, поэтому у меня нет сомнений, что проблема будет решена".
Однако, на глобальном нефтяном рынке возникла другая важная проблема - дефицит доверия.
"Что мы имели на протяжении десятилетий - мы создавали глобальный мировой рынок нефти, были выстроены долгосрочные отношения, они были обеспечены торговой, логистической, финансовой инфраструктурой. Все были важными участниками этой глобальной системы. А сейчас инфраструктура обеспечения поставок и международной торговли превращается в инструмент политического давления, - продолжил Дюков. - В свою очередь, это приводит к тому, что экспортеры, не только из России и не только нефти, но и других сырьевых биржевых товаров, создают альтернативную инфраструктуру поставок. Это вопрос обеспечения безопасности для стран-экспортеров. Для них становится важно сохранить справедливые рыночные цены на их продукцию и долю на рынке".
"Но всегда в момент кризиса возникают идеи, как его преодолеть. Безусловно, через какое-то время мы увидим альтернативное создание инфраструктуры", - считает он.
На вопрос модератора сессии, не пора ли отказаться от формулировки "евро" при обозначении экологического стандарта нефтепродуктов, глава "Газпром нефти" ответил: "А кто использует (слово-ИФ) "евро"? Так говорят только журналисты. Что касается нашей компании, мы так не говорим. В России это топливо называется К-2, К-3, К-4, К-5, класс, то есть класс-5. В нашей компании мы используем по бензинам бренд G-drive 100, 100 это октановое число. Есть дизельное топливо G-drive. Мы не используем "евро", это делают только журналисты, я предлагаю вам отказаться от использования этого названия".