Аэрофлот сбросит балласт

Российская гражданская авиация никак не выберется из жестокой турбуленции кризиса. Флагман отрасли - "Аэрофлот" - признал, что летает неэффективно. Снижая расходы компания может вдове сократить топ-менеджмен и почти в 2 раза проредить "рядовой" состав. Ставшие еще одним балластом "дочки", могут обанкротить, если они не выйдут из пике

Москва. 22 июня. IFX.RU - Летать российским авиакомпания становится все труднее. Кризис придавил крылья авиаторов к земле, несмотря на отчаянные попытки удержаться в воздухе. Некоторые задумываются о "сбросе балласта" в виде сокращения персонала, вплоть до топ-менеджмента, а также избавление от неэффективных дочерних компаний. Ведущий авиаперевозчик России, компания "Аэрофлот" рассчитывает закончит год с прибылью, но с существенно меньшим числом сотрудников.

Новый "главный пилот" "Аэрофлота" Виталий Савельев, назначенный генеральным директором авиакомпании два с небольшим месяца назад, объявил на годовом собрании акционеров, что "мы летаем неэффективно". Просто констатацией факта бывший управленец из АФК "Система" не ограничился и, указав на основные проблемы, представил акционерам компании основные пути выходы из кризиса.

Как и всякая другая компания, "Аэрофлот" начинает экономить на издержках. В компании уже реализуется антикризисная программа, в рамках которой, по словам В.Савельева, за первые месяцы работы удалось сократить $160 млн расходов, предусмотренных на этот год.

В кризис есть повод снизить расходы и за счет оптимизации персонала. Не побрезгует этим и авиаперевозчик, причем сокращения будут проведены снизу доверху. "Верхушку" могут сократить почти в 2 раза. По словам В.Савельева, "Аэрофлот" планирует сократить количество руководящих постов в компании с нынешних 23 до 15.

"Сегодня на генеральном директоре компании "Аэрофлот" замыкается 23 руководителя - это чрезмерно", - отметил В.Савельев и пообещает, что в начале июля совет директоров компании соберется для их обсуждения, а также обсуждения новой структуры "Аэрофлота".

Однако сокращение этих позиций не означает, что сотрудники уйдут из АО. "Они продолжат трудиться в компании", - подчеркнул он.

То есть, наиболее ценные, с точки зрения руководства авиакомпании, сотрудники не будут выброшены на улицу. Для них места нашлись, а вот куда податься 6 тысячам работников "Аэрофлота", которые могут быть положены на алтарь производительности труда, пока не понятно. Чтобы выйти на западный уровень этого показателя авиакомпании надо сократить более чем половину своих работников - с 15 тысяч до 6 тысяч, приводили СМИ подсчеты В.Савельева. То есть только руководящим составом, скорее всего, не обойтись.

"Безусловно, мы готовимся к сокращения персонала, как и любая компания в условиях кризиса. Но мы постараемся это сделать деликатно - с понимаем того, что эти вещи надо проводить аккуратно", - заявил он.

Балластом для Аэрофлота служит не только сильно раздутый штат. Две его дочерние компании "Аэрофлота" - "Аэрофлот-Дон" и "Аэрофлот-Норд" находятся в предкризисном состоянии. Им поручено выработать планы по финансовому оздоровлению и представить их не позднее 15 июля. По словам В.Савельева, если они не выйдут с такими предложениями, то "мы вправе вынести вопрос об их банкротстве на совет директоров компании".

В целом, и в частности авиакомпании приходится учиться выживать в новых условиях. Известно, что существенное влияние на финансовые показатели компании оказывают "пролетные" деньги - роялти, которые западные компании выплачивают "Аэрофлоту" как правопреемнику советской гражданской авиации за транссибирские перелеты.

"$300 млн падают нам сверху, из них мы примерно половину отдаем Росаэронавигации. Если вы развернете баланс в противоположную сторону, то компания "Аэрофлот" уже шесть лет - убыточная компания", - констатировал В.Савельев. "Мы должны научиться жить в условиях рынка, опираясь только на собственные силы. Поэтому с 2010 года мы попытаемся вывести внутри баланса отдельной строкой роялти, попытаемся сделать бизнес, несмотря на кризис, не опираясь на эти деньги с воздуха", - заявил гендиректор компании.

Чистая прибыль ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" за январь-май 2009 года составила 246 млн рублей, сообщил генеральный директор компании акционерам. Предварительная оценка пяти месяцев показывает, что у нас уже 986 млн рублей убытка. "Это не страшно, поскольку мы за счет курсовой разницы показываем за пять месяцев 246 млн рублей чистой прибыли", - заявил Савельев.

Глава "Аэрофлота" назвал главной задачей компании закончить год с прибылью "несмотря на продолжающееся падение рынка авиаперевозок".

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) в июне объявила свой новый прогноз по отрасли в глобальном масштабе на этот год. Эксперты пообещали астрономические убытки в $9 млрд в 2009 году, ухудшив свой мартовский прогноз почти в 2 раза.

Новости по теме

Голубое оперение Аэрофлота за 1 евро

Новости