"С Россией воевать не собираюсь, поэтому и ушел"
Лейтенант грузинских ВМС Алик Бжания, попросивший политического убежища в России, предстал перед объективами камер в Москве. Он рассказал обо всех обстоятельствах своего бегства и планах на жизнь в России
Москва. 19 июня. INTERFAX.RU - Офицер грузинской армии Алик Бжания, попросивший политического убежища в России, заявляет, что к этому решению его подтолкнули не угрозы или боязнь, а несогласие с курсом президента Грузии Михаила Саакашвили. "У меня никаких проблем не было, я не находился в оппозиции, я не политик. Все было нормально, просто я против того курса, который ведет наш президент", - сказал Бжания на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса" в пятницу.
По его словам, он мог служить в грузинской армии и дальше. "Меня никто не преследовал, никаких угроз, ничего", - добавил Бжания. "Я думал, после августовского конфликта Саакашвили одумается и будет выстраивать нормальные отношения с Россией. Но никакого изменения не произошло. Набирается резерв, в армию призывают, то есть свой курс он не изменил. С Россией я воевать не собираюсь, поэтому и ушел", - сказал офицер.
"Наш президент в свое время обещал, что Америка рядом с нами, что она нас поддержит. Но такого не произошло. Глупо считать, что Америка заведет свои войска", - отметил он.
Настоящий офицер, но бедный
Накануне в пограничной полиции Грузии подтвердили, что ранее Бжания служил в береговой охране пограничной полиции, но был оттуда уволен "не по своему желанию". Между тем на пресс-конференции Бжания продемонстрировал удостоверение личности офицера, действующее до 31 декабря 2011 года. Этот документ, по его словам, является пропуском.
Бжания ранее служил в ВМС Грузии, затем перешел на работу в береговую охрану, а потом возобновил службу в вооруженных силах, где получал $300 в месяц. "На корабле я был в почете, я штурман корабля, со всеми дружил, никаких проблем у меня не было", - добавил он. Однако денег на жизнь не хватало. Мужчина признался, что хотел бы завести семью и детей, но с такой зарплатой это почти невозможно. При этом он рассказал, что когда служил в береговой охране, абордажные группы подготавливали военные специалисты США. "У меня с ними не было никакого контакта, у меня была своя работа", - сказал Бжания.
Он рассказал, что 22 числа вышел на службу, а через сутки переоделся в гражданское и пошел в Поти. По пути он позвонил матери и сказал, что уезжает на месяц командировку и что телефонная связь с ним будет непостоянной. Бжания признался, что сделал это, чтобы мама не волновалась. С того дня он не звонил на родину и собирается сделать это в ближайшее время. "Наверное, родители уже узнали обо всем по телевизору", - предположил он. Сейчас Бжания живет в Москве у одноклассника. Это русский предприниматель, имя которого он не называет. Известно лишь, что они вместе учились в восьмилетней школе в Поцхоэцери.
Помогите выехать родителям
Бжания также сообщил, что, обратившись в Москве к СМИ, рассчитывает на то, что сможет посодействовать выезду из Грузии его родителей. "Мне дали свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем - с ним спокойно могу ходить три месяца. Но этот документ я-то взял, а больше всего беспокоюсь за своих родителей. Само собой, там на них будет давление: со стороны СМИ и со стороны спецслужб", - сказал грузинский офицер. По его словам, он именно для этого обращается в Москве к СМИ, "чтобы они не давили на моих родителей".
Бжания также отметил, что хочет вывезти своих родителей, которые живут в грузинском селе Поцхоэцери, и уже пробовал это сделать через Красный Крест. "Я обратился к СМИ, поскольку это, возможно может, поможет их выезду", - сказал Бжания. В дальнейшем он намерен обосноваться на юге России, найти работу и создать семью. Лейтненат уверен, что сможет найти работу в Росиии: "Могу работать на стройке, могу работать по специальности, но не военным штурманом, а на рыболовном судне, например", - поделился он планами.
Перспективы на получение политубежища
Ранее в пятницу заместитель директора ФМС Николай Смородин сообщил "Интерфаксу", что Федеральная миграционная служба должна до начала сентября решить вопрос о предоставлении А.Бжания убежища в России. "По закону у нас есть для этого три месяца", - сказал Смородин.
Бжания обратился с ходатайством о предоставлении ему политического убежища в РФ, и 9 июня Управление ФМС России по городу Москве выдало ему свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории России по существу. "У него приняты документы, ему выдано свидетельство о том, что ходатайство принято к рассмотрению. Будем его заявление рассматривать в соответствии с законом о беженцах. Убежище ему пока еще не предоставлено", - отметил Смородин.
Он сообщил, что после августовского конфликта в Южной Осетии число обращений о получении убежища в России со стороны выходцев из Грузии увеличилось. "Во время военных действий и после них число обращений от граждан Грузии выросло во много раз", - сказал Смородин.
Прошлой осенью ФМС заявила, что выходцы из Грузии вышли на первое место среди граждан иностранных государств, обращающихся за получением убежища в России. "Если раньше в этом отношении лидировали граждане Афганистана, то сейчас первое место среди обращающихся за получением убежища в России уверенно начинают занимать граждане Грузии", - сказал тогда пресс-секретарь ФМС Константин Полторанин.