Денег хватит на всех
Дефициты бюджетов многих стран будут формировать серьезный спрос на заемные средства. Россия - не исключение и также планирует брать в долг, но постарается занять на внешнем рынке не более чем под 6-7% годовых. Но основное внимание будет обращено на внутренний рынок, где за 3 года может быть привлечено около 2 трлн рублей
Москва. 19 июня. IFX.RU - В период огромных бюджетных дефицитов, без которых не обошлись экономики практической ни одной страны, особенно актуальными становится латание прорех за счет внутренних и внешних займов. Большая часть заимствований России придется на внутренние займы, которые могут возрасти кратно. Но и от внешних займов отказываться мы не собираемся. Замминистра финансов Сергей Сторчак отметил, что на еврорынке есть свободные $27 трлн - денег хватит на всех. Россия собирается претендовать на часть этих средств, но чтобы было не очень дорого.
За три года - почти 2 трлн рублей
Минфин РФ планирует кратное увеличение объема внутренних госзаимствований в 2010 году по сравнению с текущим годом.
"Знаю, что на следующий год на внутреннем рынке планируется кратное увеличение заимствований в рублях", - заявил заместитель министра финансов РФ Сергей Сторчак, выступая на диспуте, организованном Ассоциацией независимых центров экономического анализа.
Позже С.Сторчак пояснил журналистам, что объем заимствований на внутреннем рынке будет больше 655 млрд рублей, о которых ранее говорил министр финансов РФ Алексей Кудрин. Замминистра не назвал точные суммы, сказав, что пока "идет дискуссия".
В 2009 году, по его словам, будут осуществлены чистые заимствования на внутреннем рынке на сумму 400-450 млрд рублей.
Ранее А.Кудрин говорил об увеличении объема чистого привлечения средств на внутреннем рынке в 2010 году до 655 млрд рублей, в 2011 году - до 857 млрд рублей. В 2009 году чистое привлечение, по его словам, может составить 425 млрд рублей.
Говоря о преимуществах внутренних заимствований, С.Сторчак отметил, что "лучше всего осуществлять займы в национальной валюте, если есть такая возможность, не нужно идти на внешние рынки".
Внутренние займы, по словам С.Сторчака, обеспечивают развитие финансового рынка страны, "и ради этого, если есть возможность отдавать им предпочтение, нужно отдавать". Он напомнил, что Минфин, несмотря на профицитный бюджет в течение последних 10 лет, последовательно размещал рублевые облигации, тем самым помогая развиваться финансовому рынку страны.
При этом замминистра упомянул еще одну привлекательную черту внутренних займов - отсутствие валютных рисков. "Внутренние заимствования лишены такого недостатка внешних, как валютные риски", - отметил он.
Однако, подчеркнул С.Сторчак, для того, чтобы государство могло масштабно занимать на внутреннем рынке, он "должен быть глубоким по длине и цене денег".
Не очень дорого
Россия сможет разместить в 2010 году на внешнем рынке облигационные займы сроком на 5 лет под 6% годовых, на 10 лет - под 7% годовых, считает Сергей Сторчак.
"Я думаю, что при выпуске целевого займа на пять лет купон не должен превысить 6% годовых, а при выпуске облигационного займа на срок до 10 лет - должен быть примерно 7% годовых", - сказал он.
По словам С.Сторчака, "ориентиром того, на что может рассчитывать Россия, если рискнет выйти с новыми облигационными выпусками на внешний рынок в следующем году", могут послужить данные о размещении другими странами за 5 месяцев текущего года облигационных займов на внешнем рынке. Он подчеркнул, что ценовые параметры "были весьма благоприятны для многих стран". При этом "спрос на новые выпуски облигационных займов превысил суммы, которые страны сочли возможным привлечь, в 2 и более раза", отметил С.Сторчак.
По мнению замминистра, "глобальный кризис заметно уменьшил спрос на заемные средства со стороны главных пользователей ссудного капитала - корпораций, это сделало суверенных заемщиков желанными гостями на мировых финансовых рынках".
Замминистра также отметил, что для достижения описанных им ориентиров по доходности "нужно поработать с рейтинговыми агентствами". Среди факторов, которые рейтинговые агентства относят к отрицательным при определении рейтинга России, С.Сторчак отметил непредсказуемость политики, напряженность в банковском секторе, "приток-отток горячих денег".
Он также заметил, что бюджетная политика правительства РФ "может быть скорректирована в направлении сдерживания темпов расходования средств накопленных фондов и замещения выпадающих доходов федерального бюджета новыми заимствованиями".
Низкий уровень госдолга, подчеркнул замминистра, позволяет проводить такую политику, не опасаясь за сохранение долговой устойчивости страны. "Несмотря на резкое ухудшение внешних условий развития и на то, что мы накопили достаточно большой внешний долг корпоративного сектора, коэффициенты, отражающие долговую устойчивость, находятся в достаточно хорошем состоянии", - сказал он.
Так, коэффициент совокупный госдолг/ВВП составляет, по его словам, 38,2% при считающемся благоприятным уровне 50-60%, совокупный долг к экспорту - 123% (благоприятный уровень - 220%), платежи по погашению и обслуживанию совокупного долга к экспорту - чуть более 10%.
Говоря о сумме заимствований, С.Сторчак отметил, что "возможности у страны большие". "Все будет зависеть от того, какую цену мы готовы заплатить", - сказал он.
Шеф С.Сторчака, говоря ранее про внешние займы, отмечал, что Россия после 2010 года будет занимать на внешнем рынке более $10 млрд в год. А.Кудрин полагал, что размер внешних заимствований будет зависеть от дефицита бюджета. Отвечая на вопрос о прогнозах некоторых аналитиков, что России потребуется занимать после 2010 года $20-25 млрд в год, А.Кудрин заявил, что если дефицит будет в 2010 году в пределах 5%, в 2011-2012 годах - в пределах 3%, то очень высокие заимствования не потребуются.
Как сообщалось, в 2009 году Россия не собирается выходить на внешние рынки, хотя и готовится проводить встречи с потенциальными инвесторами.
Комментируя возможные сроки привлечения займов, замминистра пояснил, что "нас абсолютно устроят заимствования на 10 лет, они не приведут к всплеску расходов на обслуживание и погашение долга". В определенных обстоятельствах, по мнению чиновника, "можно брать средние облигационные займы, они тоже не особо повлияют на увеличение долговой нагрузки на бюджет".
Также говоря о других способах привлечения средств на внешнем рынке, С.Сторчак усомнился в целесообразности привлечения государством синдицированных кредитов. "Я бы воспользовался этой формой в крайнем случае, все-таки это продукт для заемщиков более низкого инвестиционного рейтинга, он не соответствует лучшей практике", - пояснил замглавы Минфина.
В то же время он не исключил возможности привлечения займов международных финансовых организаций. Так, по его словам, есть примеры того, что "отдача от займов Всемирного банка, привлеченных РФ, оказалась лучше, чем от прямых бюджетных расходов".
Тотальный мониторинг долгов
Идея введения государственного мониторинга за внешними заимствованиями корпоративного сектора, обсуждавшаяся с начала 2000-х годов, может вновь стать актуальной после завершения финансового кризиса, считает заместитель министра финансов РФ Сергей Сторчак.
"Я не исключаю, что для предприятий с большой долей госучастия можно, а возможно даже нужно будет ввести меры административного контроля", - подчеркнул он. По словам замминистра, организовать такой административный контроль не сложно, учитывая наличие в наблюдательных советах предприятий с госдолей представителей правительства.
"В любом случае это нужно делать для того, чтобы крупные госпредприятия, имея почти такой же рейтинг, как само государство, не конкурировали с государством по времени выхода на рынок. Для этого нужно организовывать координацию заемной политики, согласовывать моменты выхода на рынок", - сказал он.
Такой мониторинг Минфин, по словам С.Сторчака, пытался запустить еще в 2002 году, когда внешний долг корпоративного сектора был "практически на нуле". "Но в реальных политических условиях запустить этот проект не удалось", - посетовал он. "Представьте себе чиновника, который говорит "Пожар!", когда тихо, спокойно, ничего не происходит, обычно такой чиновник на своих позициях не удерживается, поскольку никто в такие призывы не верит", - сказал замминистра.
При этом С.Сторчак подчеркнул, что контроль над заимствованиями компаний не может быть функцией Минфина. В этом он не согласился с главой Счетной палаты РФ Сергеем Степашиным, который ранее поставил в вину Минфину, что он не уследил за внешними заимствованиями корпораций. "Если принимаются политические решения о необходимости организации контроля за внешними заимствованиями предприятий, то это должны быть решения более высокого политического уровня и они должны проводиться совершенно другими методами и инструментами", - сказал С.Сторчак.
При этом замминистра подчеркнул, что общего методологического принципа организации контроля за внешними заимствованиями предприятий не существует, "есть различные подходы - от полной либерализации до жестких административных ограничений".
"Очевидно, что если страна стремится к долговой устойчивости, если осуществляется мониторинг этих показателей, то должен осуществляться и жесткий мониторинг заимствований предприятий на рынках, куда они выходят либо за связанными экспортными кредитами, либо за облигационными займами", - отметил он.
Он пояснил, что осуществлять госрегулирование в сфере внешних заимствований корпоративного сектора можно несколькими способами. "Это можно сделать с помощью фискальных мер, такая практика в мире существует, когда экономический субъект, желающий привлечь иностранный кредит, сталкивается с необходимостью заплатить какие-либо расходы в бюджет, тем самым его желание и энтузиазм по привлечению дешевых несвязанных денег немного падает", - пояснил он.
"Можно также применять административные меры, это сложнее и не популярно, это не рыночная мера", - отметил С.Сторчак.
Кроме того, по его словам, "есть и такая своеобразная рыночная мера, как государственные гарантии". "Сейчас вокруг госгарантий ведутся многочисленные дискуссии, механизм госгарантий в нашей стране запускается с трудом", - отметил он. Однако, по мнению замминистра, "теоретически госгарантии могут служить хорошим регулятором масштаба и направлений привлечения корпоративным сектором зарубежных кредитов".
Так, по его словам, достаточно объявить, что по проектам, которые финансируются за счет внешних источников в сфере высоких технологий, будут предоставляться госгарантии, и соответствующее предприятие получает возможность привлекать кредиты дешевле, на более длительные сроки. "Отмена таких гарантий дает прямо противоположных эффект. Вот вам регулятор", - пояснил он.
В то же время он подчеркнул, что госгарантии в РФ формируют госдолг и "есть определенная аккумуляция этих гарантий". Однако, отметил С.Сторчак, пока в России нет практики, что делать, "если наступит гарантийный случай, и нам придется реально выполнять обязательства по предоставленной гарантии".
Огромные возможности
Оценивая возможность рынков предоставить заемные средства суверенным заемщикам, он привел данные вкладов и межбанковских кредитов банков, которые отчитываются перед Банком международных расчетов (Bank for International Settlements). На конец сентября 2008 года этими банками был накоплен объем депозитов и межбанковских кредитных линий на $26,66 трлн. "Это ресурс, за счет которого еврорынок кредитует суверенных заемщиков", - сказал он, отметив при этом, что и Россия в случае выхода на внешний рынок с новыми займами будет претендовать на эти средства.
"Дефициты, которые развитые страны и формирующиеся рынки имеют в настоящее время, будут формировать серьезный спрос на этот ресурс", - сказал С.Сторчак. В целом развитые экономики в текущем году смогут мобилизовать на внешних рынках облигационных займов до $2 трлн. "Если сравнить их с $27 трлн, видно - денег хватит на всех", - отметил он.