Не заметить "ядерные тучи"
Саммит ШОС, закончившийся в Екатеринбурге, оставил легкое недоумение. Организация, которая в свое время ставила приоритетной задачу решения вопросов безопасности, по сути, сделала вид, что ядерной проблемы КНДР в мире не существует
Москва. 18 июня. INTERFAX.RU - Закончившийся недавно очередной саммит Шанхайской организации сотрудничества прошел, как говорят в таких случаях, "под фанфары". Саммит - это свидетельство стремления к дальнейшему экономическому "углублению, расширению, упрочению... и т.д. Экономика, экономика и экономика. Но только ли это продемонстрировал екатеринбургский саммит ШОС? К сожалению, нет! Чтобы понять это, обратимся немного к истории создания ШОС.
С чего все начиналось
Это было 13 лет назад: в апреле 1996 г. пять стран - Россия, Китай, Казахстан, Таджикистан и Киргизия - подписали соглашение об укреплении доверия в военной области. "Шанхайская пятерка" возникла как естественная реакция лидеров этих стран на вполне реальную опасность превращения региона в район повышенной нестабильности, что создавало угрозу безопасности всем пяти государствам.
Причиной для такого объединения стала гражданская война в Афганистане. Вернее, экстремизм "Талибана" как покровителя международного терроризма. Затем для "Шанхайской пятерки" стала очевидной необходимость расширить сотрудничество и на сферу экономики. С подключением к "пятерке" Узбекистана в 2001 г. шесть стран декларировали создание новой международной организации, получившей название "Шанхайская организация сотрудничества". Но и это объединение ставило главной целью, судя по первому совместному документу, борьбу с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.Таким образом, проблема безопасности оставалась приоритетной.
Шло время. "Талибан" проиграл войну, вслед за этим афганская проблема переросла из террористической в наркотическую. Борьба с терроризмом, несмотря на проводимые военные учения и даже военные действия в самом Афганистане, стала отходить на второй план. На первый выдвинулась проблема экономического сотрудничества, а со стремлением войти в ШОС Индии, Ирана, Пакистана и Монголии крен в сторону экономики стал вообще преобладающим. Представители России подчеркивали, что их страна выступает за расширение товарообмена, Казахстан ратовал за расширение поставок энергоресурсов. Их поддерживал Узбекистан, а Китай не скрывал, что явно рассматривает и страны, входящие в объединение, и государства-наблюдатели как перспективный рынок сбыта для своих товаров и укрепления интеграции, в которой бы он играл "главную скрипку". Свидетельство тому - выделение $10 млрд странам ШОС для преодоления последствий мирового кризиса, а, точнее, для инвестирования различных экономических проектов на территории стран ШОС. Об этом заявил в Екатеринбурге председатель КНР Ху Цзиньтао.
А про безопасность забыли?
Слушая выступления всех участников пленарного заседания в Екатеринбурге, у меня, да и не только у меня, создалось впечатление, что проблема экономического сотрудничества и борьба с афганским наркотрафиком стали теми темами, которыми ШОС как организация пыталась отгородиться от проблемы безопасности, ради которой она 13 лет и была создана. Опасность, в каком виде она существовала в начале века, в последние годы трансформировалась в ядерную. Вряд ли этого не видят и руководители стран ШОС. Иран перестал скрывать свое стремление превратиться в военную ядерную державу, а прибывшего с опозданием на сутки в Екатеринбург Ахмадинежада политкорректно поздравили с избранием президентом, но никто ни в одном выступлении не призвал его отказаться от ядерных амбиций. Что касается КНДР, то она уже фактически стала ядерной державой, несущей угрозу.
В кулуарах журналисты спорили о степени остроты осуждения КНДР Советом глав государств ШОС. Ведь по уставу эта структура рассматривает "наиболее актуальные международные проблемы". Куда уж актуальнее! Однако на саммите в официальных выступлениях только президент Казахстана Нурсултан Назарбаев резко осудил северокорейские ядерные испытания, заявив, что они несут "угрозу безопасности как в региональном, так и глобальном масштабах". И российский президент осудил поведение КНДР как "неприемлемое". Но сделал он это не во время официального выступления на сессии, а на пресс-конференции и, как мне кажется, важно, при этом он сослался не на позицию глав государств ШОС, а на Совет Безопасности ООН. Очень показательно! Китайский лидер вообще как будто не видел новой угрозы, тем более ядерной, в регионе, да и другие выступавшие тоже.
Стало ясно, что проблема безопасности, которая изначально была главной причиной создания "Шанхайской пятерки", а потом и ШОС, вызывает расхождение в позициях. Если бы саммит в Екатеринбурге занял жесткую антиядерную позицию в корейском вопросе, Пхеньян вряд ли бы вел себя столь вызывающе.
Кто-то из моих коллег в пресс-центре, видя такое отношение к корейской проблеме, сказал: "Дай Бог, если они (главы делегаций - ИФ) в заявлении или декларации вообще упомянут эту проблему!" Упомянули! Но как? Всего лишь призвали к денуклеаризации региона, даже завуалировано не осудили. Трудно сказать почему?! Мы, журналисты, все-таки решили, что из-за позиции Китая. Вероятно, председатель КНР не захотел осложнять отношения с Ким Чен Иром или, как предположили мои западные коллеги, из-за того, что, возможно, корейский ядерный проект появился не без участия китайских финансов. А, может быть, просто потому, чтобы не повлиять на расстановку сил в руководстве КНДР. Часть журналистов поставили именно эту причину китайского поведения во главу угла. Остается только гадать, а это дело, прямо скажем, неблагодарное. Может, на закрытом заседании осудили и довели до сведения Пхеньяна? Будем надеяться, что нет ничего тайного, что бы не стало явным. Подождем. Только посоветуем при этом не забывать: этот регион уже знает, что такое взрывы ядерных бомб, а чернобыльское облако, хоть и появилось из "мирного атома", проплыло тысячи километров.
Обозреватель Вячеслав Терехов