Вспомнить все

Документальная анимация, невероятные по силе образы и умение передать ужас войны – режиссер Ари Фольман блестяще справился со всем этим в нашумевшей картине "Вальс с Баширом"

Москва. 17 июня. INTERFAX.RU - Главный герой "Вальса" - кинорежиссер Ари, принимавший участие в израильском вторжении в Ливан в 1982 г., тщетно пытается восстановить в памяти кровавые события более, чем двадцатилетней давности. Они оказались, как будто стерты им за ненадобностью, а скорее из-за невозможности думать о главном, и самом страшном, событие тех дней – кровавой резне в лагере палестинских беженцев на окраине Бейрута, в Сабре и Шатиле, которую устроили христиане-фалангисты, последователи убитого президента Ливана Башира Жмайеля. Ари посещает своих старых армейских друзей, психиатров и просто тех, кому довелось оказаться там в то время, и постепенно в его голове выстраивается полноценная картина ужасных свидетельств бессмысленности войны, лишившей жизни тысячи ни в чем не повинных людей.

Израильский режиссер Ари Фольман сделал не просто анимационный антивоенный фильм, хотя это он сделал, конечно, в первую очередь. Фольман снял документальный анимационный антивоенный фильм, что в истории кино до него пока не случалось, несмотря на очевидную свободу, которую дает анимация в документалистике, часто ограниченной массой рамок и законов жанра. Взяв за основу беседы с реально существующими друзьями по оружию, учеными, изучающими поведение памяти в посттравматических состояниях, известным военным журналистом Роном Бен-Ишайем, режиссер смог пойти гораздо дальше вербальных свидетельств. Он ярко и совершенно понятно визуализировал их рассказы, не пересекая при этом границы между фактом и вымыслом. И даже в самом конце, когда анимация сменяется документальными видеокадрами кошмара, который предстал миру после кровавой бани в Сабре и Шатиле, зритель не чувствует разницы между нарисованной войной и реальной – настолько потрясает повествование Фольмана.

Режиссер передает свое отношение к войне с помощью массы образов, в том числе и поэтических, и, как будто пришедших в голову в состоянии измененного сознания. Он полностью использует свободу, которую дает ему технология. Солдаты, которые едут в танке и без перерыва стреляют по невидимому, а возможно и несуществующему противнику, пулеметчик, танцующий вальс со своим оружием под огнем снайперов, плывущий по морю на гигантской обнаженной женщине новобранец – все это выглядит прекрасно, особенно под музыку английского минималиста Макса Рихтера. Но Фольман ни на секунду не забывает, что главный герой его картины это война и, как следствие, не дает забыть и нам с вами. Он ни разу не любуется войной, не останавливается, зачарованно глядя на то, во что превращаются в ее результате города. В каждой сцене воспоминаний он подчеркивает то безумие и горе, которое она приносит обычным людям.

Фольман снял не просто автобиографическую ленту: он, несмотря на непреодолимое желание забыть, смог вытащить на поверхность то, с чем уже давно навсегда попрощался. "Вальс с Баширом" входит в разряд тех документальных фильмов о войне, которые действительно дают представление о реальности. И, как это не парадоксально, его анимационная форма только помогает ему в этом. Похоже, главная причина этого кроется в том, что Арии Фольман сам прошел через все, что он показал нам.

Новости