Расставить все точки над "i"
На заседании Совета Безопасности ООН, как ожидается, будет рассмотрен вопрос о присутствии иностранных наблюдателей в Абхазии, а также будут определены параметры будущей Миссии
Москва. 15 июня. INTERFAX.RU - В понедельник истекает мандат Миссии ООН в Абхазии, а вопрос о будущем присутствии ООН в регионе пока не решен.
Как ожидается, 15 июня состоится заседание Совета Безопасности ООН, на котором будут определены параметры будущей Миссии.
Пока суть разногласий, главным образом между Грузией и Абхазией, заключается в том, что Тбилиси требует признания своей территориальной целостности при рассмотрении вопроса о действии Миссии, имея в виду, что Абхазия является частью Грузии. Абхазия требует учитывать новые реалии в регионе, сложившиеся после событий на Кавказе в августе прошлого года и признания независимости республики со стороны России.
Ранее глава МИД России Сергей Лавров заявил журналистам: "Мы за присутствие наблюдателей ООН и в Грузии, и в Абхазии. Это можно сделать только на основе новых реалий, которые сложились после того, как вслед за авантюрой, которую предпринял господин Саакашвили, Южная Осетия и Абхазия стали независимыми государствами".
"Как я понимаю, и Абхазия, и Южная Осетия не против того, чтобы на их территории работали иностранные наблюдатели. Нужно только руководствоваться соображениями прагматическими, которые ставят во главу угла необходимость стабилизации обстановки, и которые ставят во главу угла интересы тех, кто там проживает", - отметил министр.
Между тем президент Абхазии Сергей Багапш ранее заявил, что предстоящее в июне заседание СБ ООН по вопросу нового мандата миссии должно "расставить все точки над "i". Как отметил президент, позиция Абхазии состоит в том, что "миссия ООН не может больше считаться миссией в Грузии, а деятельность военных наблюдателей должна будет напрямую направлена на наблюдение и объективное освещение фактов, угрожающих безопасности в зоне грузино- абхазского противостояния".
Проблема деятельности Миссии ООН в Абхазии едва не стала причиной срыва предыдущего раунда женевских консультаций по безопасности и стабильности на Кавказе. Абхазская сторона отказалась от участия в майском раунде переговоров в связи с неопределенной ситуацией вокруг доклада генсека ООН о миссии организации в зоне грузино-абхазского конфликта. Сухуми не устраивала преамбула доклада генсека ООН Пан Ги Муна, где упоминалась "миссия ООН в Абхазии, Грузия". До тех пор, пока доклад не опубликовался, абхазская делегация отказывалась участвовать в консультациях и возобновила свое участие только после того, когда доклад генсека ООН вышел с другой формулировкой.
Что касается непосредственно текста доклада Пан Ги Муна, то, как ранее сообщалось, он носит название "Доклад Генерального секретаря, представляемого в соответствии с резолюциями 1808, 1839 и 1866 Совета Безопасности". В нем изложены рекомендации по элементам нового режима безопасности, а также предложения относительно мандата ооновской операции с учетом новой ситуации в регионе.
В докладе Пан Ги Мун отметил, что для определения основных задач ооновской операции, в первую очередь, необходимо достичь договоренности о новом режиме безопасности в зоне ее действия. Этот режим, по мнению генсека ООН, должен предусматривать строгое соблюдение прекращения огня на земле, на море и в воздушном пространстве, а также неприменение силы.
Глава ООН рекомендовал определить зоны безопасности глубиной 12 км по каждую сторону от линии прекращения огня, в которых не должно быть никаких вооруженных сил и никакой военной техники, кроме 10 невооруженных бронетранспортеров.
Пан Ги Мун также считает, что необходимо установить зоны ограничения вооружений глубиной еще 12 км по каждую сторону от зон безопасности. В зонах ограничения вооружений не должно быть никакой тяжелой военной техники.
При обеспечении режима безопасности генсек рекомендовал наделить Миссию ООН мандатом отслеживать и контролировать его соблюдение, а также поддерживать контакты с обеими сторонами и другими действующими лицами, в том числе в рамках совместного механизма по предотвращению инцидентов и реагированию на них.
Пан Ги Мун считает, что Миссии ООН необходимо поручить содействовать свободе передвижения местного населения через линию прекращения огня, в том числе путем ведения наблюдения в пунктах ее пересечения.
Он рекомендовал наделить Миссию полномочиями оказывать гуманитарную помощь населению, создавать условия для безопасного возвращения вынужденных переселенцев и беженцев, а также содействовать укреплению законности и защите прав человека.