Госдума приняла в I чтении законопроект о внешнем управлении иноактивами в РФ

Москва. 24 мая. INTERFAX.RU - Госдума приняла во вторник в первом чтении законопроект о механизме введения внешнего управления в организациях, принадлежащих уходящим из России иностранным компаниям из "недружественных" стран, который в апреле в нижнюю палату внесла группа депутатов.

Законопроект (N104796-8) допускает по решению суда введение внешней администрации в российских организациях с участием иностранных компаний, которые после 24 февраля 2022 года "в отсутствие для этого очевидных экономических оснований" заявили о прекращении деятельности в РФ, или передачу активов таких "недружественных" иностранцев в доверительное управление.

Соответствующие решения могут быть приняты в случае прекращения или сокращения экономической активности организации, повлекшего падение выручки за три полных месяца не менее чем на 30% по сравнению с предшествующим периодом или таким же показателем за аналогичный период предшествующего года. Во всех ситуациях обязательное условие - "недружественным" иностранцам принадлежит не менее 25% в российской организации.

Проект прямо называет семь критериев, при соответствии которым в организации с иноучастием может вводиться внешняя администрация. Например, это производители социально значимых и товаров первой необходимости, в том числе с регулируемыми государством ценами. Однако это не закрытый перечень - созданная при Минэкономразвития межведомственная комиссия, по проекту, вправе настоять на введении внешней администрации в любой другой организации.

Функции внешней администрации может выполнять госкорпорация ВЭБ.РФ или "иная организация, определенная решением" межведомственной комиссии. В компетенции внешних управленцев будет принятие решение о продаже бизнеса с торгов. Перед этим на базе прежней организации будет создана новая и продана заинтересованному инвестору, либо в отсутствие такового - государству по минимальной цене. Для нового собственника будут установлены обязательные требования: сохранение как минимум 2/3 рабочих мест и продолжение деятельности, которую ведет организация на территории РФ, не менее одного года.

Преимущественное право покупки новой структуры будет у лица, выполняющего функции внешней администрации. К торгам не будут допускаться прежние собственники организации и их аффилированные лица, которые связаны с "недружественными" странами.

Дискуссия вокруг законопроекта

Обязательное условие для введения внешнего управления - "недружественным" иностранцам принадлежит не менее 25% в российской организации. И депутат Михаил Делягин ("Справедливая Россия - За правду"), например, интересовался, можно ли применить это правило к госкомпании, где есть акционеры из "недружественных стран, например к Сбербанку.

"Он соответствует всем критериям: 35% принадлежит, если верить открытым источникам, английским и американским инвестиционным фондам, - констатировал Делягин, а затем объяснил, почему могло бы потребоваться внешнее управление: - Значение для нашей экономики - исключительное, а политика де-факто иногда игнорирует не то что национальные интересы, но, если судить по отсутствию данного кредитного учреждения в Крыму, игнорирует даже территориальную целостность РФ, насколько можно судить".

Один из авторов документа - Анатолий Выборный ("Единая Россия") - ответил Делягину, что вопрос на заседаниях комитетов поднимался, но "однозначного ответа на этот счет нет". "Исходя из общего понимания, в том числе с органами исполнительной власти, с нашими коллегами на заседаниях комитетов, в том числе по этому вопросу, мы пришли к выводу, что в случае принятия данной законодательной инициативы в первом чтении, мы этот вопрос обязательно обсудим и будем прорабатывать при подготовке ко второму чтению, - добавил Выборный.

Во время часового обсуждения также высказывалось предложение увеличить с 25% до 50% минимальную долю участия "недружественных" иностранцев в капитале российской организации для перехвата в ней управления. Такое предложение в ходе заседания Госдумы озвучил глава комитета ГД по защите конкуренции Валерий Гартунг, а ранее - Российский союз промышленников и предпринимателей.

Гартунг считает, что нужно синхронизировать пороги, дающие право для введения внешнего управления (25%) и ходатайства акционеров перед судом о недопустимости такого решения или о досрочном прекращении работы внешней администрации (50%). "Давайте мы тогда вход и выход сделаем либо 25 и 25, либо 50 и 50", - заявил Гартунг.

Выборный не согласился, что это нужно. "Мы прекрасно понимаем, что можно блокировать деятельность организации даже при наличии такого пакета акций (25%)", - объяснил он наличие в законопроекте этого порога, дающего возможность государству вмешаться у правление иностранным активом. Что касается обратной ситуации, то, по мнению Выборного, у них должна быть более высокая степень контроля для обеспечения продолжения деятельности. "У нас должна быть уверенность, что с таким пакетом акции (от 50%) надежность, гарантии выполнения тех обязательств, которые в связи с этим последуют, они будут намного выше", - заявил он.

В Минэкономразвития, которое ранее само готовило аналогичный законопроект, но так и не внесло его в Госдуму, считают документ депутатов "сбалансированным". "Смысл в том, чтобы "подхватить" компании во временное управление только в тех случаях, когда это действительно необходимо для сохранения важных для экономики производств и рабочих мест. Закон будет применяться точечно, только в критических случаях, когда под угрозой увольнения могут оказаться сотни и тысячи людей, работающих на предприятиях, которые "ушли" из России. При этом, он предполагает при желании возможность возвращения акционеров к управлению", - заявили в пресс-службе министерства.

Новости