Никаких увязок, никаких санкций

Глава МИД РФ призвал не усматривать сознательного и направленного негатива в действия российских властей относительно Белоруссии и опроверг обвинения в недружественности

Фото: Reuters

Москва. 9 июня. INTERFAX.RU - В последние дни лидер Белоруссии Александр Лукашенко выступил с рядом жестких заявлений в адрес российских партнеров по Союзу. Начав с зубодробительного выговора российскому министру финансов Алексею Кудрину, позволившему себе на свою же беду усомниться в платежеспособности Белоруссии, Лукашенко вскоре упрекнул соседей за то, что они якобы увязывают предоставление очередного транша российского кредита в $500 млн с вопросом о признании Минском Абхазии и Южной Осетии.

Мы все опровергаем

Сегодня министр иностранных дел РФ Сергей Лавров это "откровение" решительно опроверг: Москва, по его словам, никогда не увязывала сотрудничество с Белоруссией с темой признания Минском Абхазии и Южной Осетии. "Мы с полным уважением относимся к конституционным процедурам Республики Беларусь и никогда не увязывали эту тему с вопросами практического взаимодействия наших государств", - заявил Лавров на брифинге в Москве. "Убежден, что в отношениях между РФ и Республикой Беларусь как между партнерами, союзниками мы должны и будем действовать по-партнерски, не будем поддаваться различным эмоциям, конъюнктурным соображениям и будем работать вместе в интересах наших двух братских народов", - сказал Лавров. Что касается "увязок", то, как напомнил глава МИД РФ, "увязки делали другие". "Я имею в виду, в частности, те заявления, которые прозвучали из уст официальных представителей Евросоюза в свое время, которые, по сути дела, прямо обусловили приглашение Республики Беларусь в "Восточное партнерство" отказом от признания Южной Осетии и Абхазии", - сказал Лавров. При этом он напомнил, что "на эти заявления, которые граничили с угрозами, реакции не последовало".

Чуть позже эта позиция была подтверждена пресс-секретарем президента РФ Натальей Тимаковой: "С российской стороны никаких оскорбительных или других высказываний, которые говорили бы о "разводе" между Россией и Белоруссией, не было". "Что касается наших партнерских отношений, то Белоруссия была и остается нашим стратегическим партнером, близкой нам страной, с которой Россия, безусловно, намерена продолжать развивать экономические и гуманитарные связи", - подчеркнула Тимакова.

Европа против

В самом деле, предупреждения о нежелательности признания Минском новых кавказских государств звучали из уст высокопоставленных представителей ЕС, когда решался вопрос о приглашении Белоруссии на саммит "Восточного партнерства". Признав независимость Южной Осетии и Абхазии, Белоруссия сильно испортит свои взаимоотношения с Европейским союзом, заявляла, в частности, еще в марте комиссар ЕС по внешним связям и европейской политике соседства Бенита Ферреро-Вальднер в интервью белорусской электронной газете "Ежедневник". "Наша позиция в отношении Южной Осетии и Абхазии известна и неизменна - мы не признаем независимости этих стран. Если же Белоруссия признает их независимость, это сильно испортит наши взаимоотношения, затормозит все наши инициативы по сближению", - отметила комиссар ЕС, имея в виду, в частности, участие Белоруссии в программе Восточного партнерства.

Впрочем, 12 мая, вскоре после саммита Восточного партнерства глава представительства Европейской комиссии в Белоруссии Жозе Мануэл Тейшейра утверждал, что вопрос признания или непризнания Абхазии и Южной Осетии не является частью диалога ЕС и Белоруссии и не обуславливает процесс евроинтеграции страны. "Позиция Европейского Союза по вопросу признания этих государств широко известна - мы их не признаем. Однако мы считаем, что решение по этому вопросу должна принимать белорусская власть и белорусский народ", - заявил Тейшейра на пресс-конференции. При этом он добавил: "Тот факт, что Белоруссия до сих пор не признала Абхазию и Южную Осетию, является обнадеживающим".

"У нас в истории этого не было и не будет"

Пятого июня Александр Лукашенко заявил в интервью российским журналистам, что считает внутренним делом своей страны вопрос о признании Южной Осетии и Абхазии и не доволен тем, что Россия, по его словам, увязывает признание с предоставлением Минску оставшейся части российского стабилизационного кредита.

"Уже дошло до того, что приехали, сказали: будет Осетия и Абхазия - значит, будет 500 миллионов долларов. Вы знаете, мы не хотим "продавать" никакие вопросы и никаких позиций. У нас в истории этого не было и не будет. Мы решим сами этот вопрос. Тем более, мы договорились с руководителем Абхазии (Сергеем) Багапшем, мы встречались после этого с Кокойты (лидер Южной Осетии Эдуард Кокойты - ИФ). У них нет к нам вопросов. Они понимают нашу позицию", - заявил Лукашенко.

"Ну, признаем - не признаем сейчас, завтра, послезавтра. По сравнению с тем, что происходит вокруг Белоруссии - это не главное. Но мы понимаем, что да, России не лишним было бы это признание", - сказал белорусский президент.

При этом Лукашенко подчеркнул: "Я часто говорю: у нас есть своя история отношений с этими республиками, с Абхазией прежде всего. С Осетией, конечно, мы почти не имели таких отношений, хотя встречались с людьми и так далее". По словам Лукашенко, вопрос признания республик обсуждался на встрече лидеров государств СНГ. "Когда мы в рамках СНГ собрались, все сказали Медведеву: "Нет, у нас свои проблемы". И я последним тогда выступал и говорю: "Если вы не хотите признать, не ищите мотивацию под столом. Просто не хотите, боитесь и так далее. А почему нам не поддержать? Это же единственный наш союзник, мы от него много хотим и так далее", - сказал Лукашенко.

"И я российскому руководству сказал, как мы решим эту проблему. У них больше вопросов не было. Но, тем не менее..." - заявил президент Белоруссии.

Экономика и жизнь

Ранее вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин опроверг предположения о том, что вопрос признания Белоруссией Южной Осетии и Абхазии влияет на переговоры между Белоруссией и Россией по кредитованию. "Этот вопрос мною никогда не ставился в обсуждении ни с одним белорусским чиновником", - подчеркнул он, добавив, что эта тема не относится к области работы Минфина и к вопросам кредитования и взаимодействия Белоруссии. По словам российского министра, предоставление Белоруссии очередного транша кредита в размере $500 млн зависит исключительно от усилий Минска по обеспечению экономической устойчивости экономики страны и платежеспособности страны.

В свою очередь лидер белорусской общественной организации "Движение "За свободу" Александр Милинкевич предупреждал ранее, что непризнание Белоруссией независимости Южной Осетии и Абхазии может осложнить экономические отношения республики с Россией. "Решение о непризнании кавказских республик будет дорого стоить Минску, поскольку Россия может отреагировать повышением цен на газ - подобные экономические решения уже не раз были тесно связаны с политикой", - заявил Милинкевич в апреле в интервью газете "Время новостей".

Сегодня Лавров решительно отверг попытки искать политическую подоплеку в конкретных экономических мерах РФ в отношении Белоруссии. По его словам, запрет на ввоз в Россию молочной продукции из Белоруссии нельзя рассматривать как санкцию, это технический вопрос, обусловленный заботой о здоровье потребителей. "Россия не вводила никаких санкций против республики Беларусь", - заявил Лавров на пресс-конференции по итогам переговоров с белорусским коллегой Сергеем Мартыновым.

Он пояснил, что в России с декабря прошлого года действует новый регламент, описывающий качество молочной продукции и определяющий, с каким информационным наполнением эта продукция может реализовываться на рынке в России. "Это касается всех экспортеров, которые направляют молочную продукцию в Россию. Это касается всех производителей молочной продукции в России. Я думаю, что называть подобные решения санкциями - это не вполне корректно", - сказал Лавров. "Это меры, которые продиктованы исключительно заботой о здоровье наших потребителей", - отметил министр, добавив, что этот вопрос находится в ведении минсельхозов России и Белоруссии.

Со своей стороны, Мартынов сказал, что "технический регламент должен оставаться техническим". Он отметил, что данный вопрос должен оставаться "сугубо технически-сертификационным". Министр сказал, что не видит в данном вопросе политической подоплеки и призвал к тому, чтобы "такие регламенты не использовались в качестве конкурентной борьбы нерыночными способами".

Обозреватель Владимир Шишлин

Новости