Авиаторы в пике
Авиация продолжает терпеть убытки. Люди в кризис стали меньше летать, фирмы сокращают потребности в грузовых авиаперевозках. Еще в марте прогноз убытков авиакомпаний на этот год был $4,7 млрд, теперь он повышен вдвое. Не исключено, что впоследствии оценки будущих потерь будут еще ухудшены
Куала-Лумпур. 8 июня. ИНТЕРФАКС - Авиационная отрасль продолжает погружаться в пучину убытков. Все оказалось еще хуже, чем три месяца назад прогнозировала Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA). В марте она прогнозировала совокупный убыток авиакомпаний в 2009 году на уровне в $4,7 млрд. Но жизнь вносит свои коррективы, в том числе, и в прогнозы. По оценка IATA, убыток авиаторов за этот год составит теперь $9 млрд.
Более того, как оказалось, ассоциации пришлось скорректировать и убыток, полученный авиакомпаниями в прошлом году. В марте она называла цифру в $8,5 млрд, теперь выяснилось, что на самом деле она почти на 20% больше - $10,4 млрд.
Всему причиной - стремительное сокращение спроса на авиаперевозки. В кризис люди меньше путешествуют и летают в командировки, а компании меньше пользуются транспортными авиауслугами.
"В современной истории нет прецедентов, сравнимых с сегодняшней рецессией. Нашу отрасль трясет. Это самая трудная ситуация, в которой она оказалась за все время своего существования", - сетует генеральный директор IATA Джованни Бизиньяни (Giovanni Bisignani).
После 11 сентября 2001 года, когда террористы разрушили башни-"близнецы" в Нью-Йорке, выручка авиакомпаний упала на 7%. Для того, чтобы прежние показатели восстановились, потребовалось три года при условии сильного роста экономики, добавил он.
IATA прогнозирует, что сокращение выручки в текущем году составит 15%- с $528 млрд в 2008 году до $448 млрд в 2009 году, и никто даже не берется предполагать, сколько времени отрасли понадобится на восстановление показателей.
Грузооборот на воздушном транспорте уменьшится, как ожидается, на 17%. Авиакомпании в 2009 году перевезут 33,33 млн тонн грузов вместо 40,1 млн тонн в 2008 году. Перевозки пассажиров сократятся на 8% - до 2,06 млрд пассажиров с 2,24 млн человек в 2008 году. Падение выручки от грузоперевозок ожидается на уровне 11%, от пассажирских перевозок - в пределах 7%.
Подешевевшая нефть также не станет препятствием для спада в отрасли. Тем более, что IATA почти вдвое повысила прогноз по расходам на топливо в отрасли - с прежних $59 млрд до $106 млрд в 2009 году. Расходы на топливо в структуре операционных расходов составят 23% при цене нефти $56 за баррель марки Brent. В 2008 году затраты на авиакеросин составили $165 млрд (31% в структуре расходов) при средней цене за баррель нефти марки Brent в $99. Как это ни прискорбно, авиакомпании не могут сокращать расходы на топливо и прочие операционные расходы пропорционально снижению пассажиро- и грузообороту, и это, несомненно, также будет увеличивать убытки в авиации.
Хуже всего в этом году, по прогнозам ассоциации, будут выглядеть авиакомпании Азиатско-Тихоокеанского региона, которым придется зафиксировать убытки в $3,3 млрд. Европейские авиакомпании, как ожидается, покажут убытки в $1,8 млрд в связи с резким падением спроса на перевозки в сегменте премиум. Убытки авиакомпаний Ближнего Востока составят $1,5 млрд, североамериканских перевозчиков - $1 млрд, Латинской Америки - $900 млн. Меньше всего кризис отразится на авиакомпаниях Африки, там убытки будут равны $500 млн.
Примечательно, что еще в марте IATA говорила о совокупной прибыли по итогам текущего года у авиакомпаний Северной Америки в $100 млн, а убытки авиаторов других континентов были существенно ниже. Так, авиаперевозчики АТР должны были показать убытки, вдвое меньшие, чем прогнозируются сейчас - $1,7 млрд, прогноз убытков авиаторов Европы был ниже почти вдвое - $1 млрд. Для Ближнего Востока прогнозировались убытки в $900 млн, а для латиноамериканских и африканских авиакомпаний - по $600 млн. Пока, к сожалению, в мировой экономике и поведении людей не происходит ничего, что могло бы говорить в пользу пересмотра прогноза в лучшую сторону.