Мы стараемся не снижать планку

Программный директор "Кинотавра" Ситора Алиева рассказала interfax.ru о предстоящем XX Юбилейном открытом российском фестивале "Кинотавр" и о том, как повлиял на него кризис

Москва. 7 июня. INTERFAX.RU - В мае не стало бессменного президента "Кинотавра", выдающегося советского и российского актера Олега Янковского. Для фестиваля это конечно большая потеря!

Это большая потеря для всех. Олег Иванович, светлая ему память, был выдающимся актером, ярким и удивительным человеком, очень легким, безгранично талантливым. Именно он придал "Кинотавру" тот самый шарм, то воздушное дыхание, шик и обаяние, которое мы стараемся сохранить.

Мне посчастливилось познакомиться с Янковским в 1994 году, и я, несомненно, горжусь этим знакомством. И все самые радостные, самые возвышенные моменты "Кинотавра" у меня всегда ассоциировались с президентом, 15 лет возглавлявшим горячо любимый всеми нами фестиваль.

2009 год для "Кинотавра" юбилейный, но при этом число конкурсных фильмов сократилось до 12, тогда как в прошлом году их было 14. Это из-за кризиса?

Скажу вам честно, до самой последней секунды мы искали дебютантов. Были претенденты на тринадцатый или четырнадцатый конкурсный фильм, но они, к сожалению, не оправдали наших надежд. Но в итоге все получилось достаточно органично, мы взяли в конкурс на две картины меньше и сократили фестиваль на один рабочий день.

В этом году конкуренция была дольно жесткая - отобрали 12 фильмов из 62. В целом программа омолодилась. Две трети конкурсных картин сняты режиссерами новой генерации: Иван Вырыпаев, Андрей Прошкин, Николай Хомерики, Игорь Волошин, Василий Сигарев, Клим Шипенко, Алексей Мизгирев, Борис Хлебников. А сектор мастеров представляют Иван Дыховичный, Лариса Садилова, Сергей Снежкин и Вера Сторожева. Все режиссеры, кроме Клима Шипенко и Василия Сигарева, участвовали ранее в программах "Кинотавра" и были его призерами.

Всегда ли на "Кинотавре" был такой жесткий отбор в основной конкурс?

Конкурс фестиваля за время своего существования очень точно отражал как эстетическую, так и фактическую составляющую российского кино. Отбор был всегда, например, в годы кооперативного кино 20 картин приходилось выбирать из двухста. Но были и годы "малокартиния".

Как Вы думаете, кризис, начавшийся в прошлом году, повлияет на отечественный кинематограф?

Повлияет, но не на качество картин. В любом случае те, кто пришел в последние пять лет развлекаться в кино, все равно автоматически отвалятся. В этом я не сомневаюсь. Все, для кого кино было моментом гламуризации и куража, уйдут. Исчезнут, не заработав особой славы и ожидаемых денег. А те, кто по настоящему работал в кино, кто его любит, ценит, для кого это и профессия, и жизнь, и страсть – они как делали хорошие фильмы, так и будут их делать.

То есть российский кинематограф не умрет?

Конечно же, не умрет.

В этом году "Кинотавр" отказался от питчинга – конкурса сценарных заявок. Почему?

Да, к сожалению, отказались. Получилось так, что многие картины сейчас временно заморожены, другие завершают то, что начали делать в прошлом году. Поэтому в данной ситуации странно представлять проекты новых фильмов и искать партнеров и инвесторов. Надеюсь, что положение дел в следующем году улучшится, и мы вернем питчинг.

Другие программы "Кинотавра" были сокращены?

Мы сократили ряд ретроспективных программ, но при этом оставили наиболее важные. Я очень люблю историю кино и каждый год представляю несколько исторических ретроспектив. И в этом году у нас их две. Первая - это "Россия вне России", которую подготовила доктор наук Наталья Нусинова. В рамках этой программы мы покажем картины представителей первой волны русской кинематографической эмиграции. Это режиссеры Иван Мозжухин, Яков Протазанов, Виктор Туржанский, Владислав Старевич и другие. Впервые широкой аудитории будет показано то, что ранее демонстрировалось только узкому кругу профессионалов. Откроет ретроспективу внук директора французской студии "Альбатрос", киновед Патрик Каменка.

Вторая ретроспектива - "Мосфильму 85, и он все смеется". Мы покажем на большом экране на площади перед Зимним театром мосфильмовские комедии, которые, к сожалению, многие годы показывались исключительно по ТВ, и все забыли, что они делались для кинотеатрального проката.

Больше кризис никак не повлиял на фестиваль?

Повлиял. В этом году фестиваль на две трети финансируется личными средствами председателя попечительского совета "Кинотавра" Александра Роднянского, и оставшаяся часть покрывается Минкультом, Краснодарским краем и спонсорами. К сожалению, в этой ситуации мы были вынуждены отказать в приглашении некоторым гостям и представителям СМИ. Это очень болезненный момент, тем более что мы пониманием, что эти 20 лет приучили киносообщество к "Кинотавру" как к самой главной, неотъемлемой части российского кино. Но, несмотря ни на что, мы стараемся не снижать планку и двигаться вперед.

Почему для вас очень важен конкурс "Кинотавр. Короткий метр"?

В этом конкурсе мы можем найти действительно талантливых, никому не известных режиссеров. Именно после нашего "Короткого метра" зажглись главные фестивальные звезды – Анна Меликян, Валерия Гай-Германика, Бакур Бакурадзе, Игорь Волошин, Николай Хомерики, Алексей Мизгирев. Кстати, Мизгирева я нашла во ВГИКе с фильмом "Увольнение", когда о нем никто не знал. Ему повезло – его картину увидел продюсер Сергей Сельянов, а у Алексея уже был готовый сценарий про чудесную московскую милицию. И вышел замечательный фильм "Кремень", который получил два приза на "Кинотавре" и множество призов по всему миру. Мы стали подпиткой не только для себя, но и для всей российской киноиндустрии. В этом и состоит одна из главных задач любого кинофестиваля.

Вы просто собираете на фестиваль молодых талантливых режиссеров, даете им возможность познакомиться с продюсерами или еще сами учите их?

На "Кинотавре" традиционно ежегодно проходят матер-классы для участников конкурса "Короткий метр" - режиссерский, сценарный и продюсерский.

В этом году первым будет мастер-класс режиссера Александра Прошкина. В прошлом году его картина "Живи и помни" открывала "Кинотавр" и получила приз за лучшую режиссуру. Я считаю Александра Анатольевича одним из самых мощных режиссеров. У него столько энергии, ума и опыта, что ему есть, что сказать авторам наших 16 короткометражек. При этом он очень скромный, застенчивый, настоящий трудяга.

Второй мастер-класс будет у сценариста Александра Миндадзе. Ему также не свойственно заниматься самопиаром, и на сегодняшний день он является представителем целой эпохи российских кинодраматургов. И в нашем конкурсе представлена картина "Минесота" по его сценарию.

Третий мастер-класс Александра Роднянского. Его продюсерский опыт уникален для российской киноиндустрии: экранизация культовой книги культовых писателей, выполненная Федором Бондарчуком в "американской киноэстетике", вызвала огромный резонанс. Ему несомненно есть, что сказать молодым режиссерам.

Кроме того, мы проведем три круглых стола: "Кинопроцесс после дефолта (1998-2008): Итоги и уроки", "Фестиваль как платформа для копродукции" и "Как мы готовили кризис в кино".

И последний вопрос, почему в полном названии "Кинотавра" присутствует слово "отрытый". Что оно значит?

Слово "открытый" в нашем названии как раз позволяет нам брать картины, которые делаются не только в России. Так, в 1994 году победителем "Кинотавра" стал фильм "Ангелочек, сделай радость!" туркменского режиссера Усмана Сапарова. Или вот победитель 2000 года фильм "Лунный папа" режиссера Бахтиера Худайназарова, в производстве которого, кроме России, принимали участие еще пять стран.

Еще один пример - Гука Омарова (призер "Кинотавра-2003" за лучший дебют – фильм "Шиза", участник конкурса прошлого года – картина "Баксы"). Она казашка, живущая в Голландии, снимающая на деньги российского продюсера Сергея Сельянова. Ну и конечно Кира Муратова…

Мы уже запутались в принадлежности картин, но это и есть отражение международной киносреды. Если картина а) на русском языке, б) снята на российские деньги, то она может попасть в наш конкурс. И не просто попасть, но и стать победителем самого крупного фестиваля национального кино в мире.

"Интерфакс" выражает благодарность киноклубу театра "Практика" за помощь в организации интервью

Новости