Узбекистан ставит условия

Позиция Узбекистана по вопросу о вхождении в коллективные силы ОДКБ становится все более жесткой, подтверждая слухи о том, что страна не так уж и заинтересована в дальнейшем участии в структурах договора

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 4 июня. INTERFAX.RU - Еще четыре месяца назад, когда на саммите в Москве принималось решение о формировании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ, Узбекистан подписал документ, включив в него особое мнение. Сегодня стало известно, что Ташкент выдвинул ряд принципиальных условий участия в структурах КСОР. Как сообщил "Интерфаксу-АВН" в четверг высокопоставленный военно-дипломатический источник в Москве, "Ташкент, в частности, настаивает на том, что принятие решения на применение подразделений КСОР возможно только на основе консенсуса, а не простым большинством стран-участниц ОДКБ".

Кроме того, отметил собеседник агентства, Узбекистан выдвинул условие, согласно которому подразделения КСОР могут направляться в другие государства только в том случае, если это не противоречит национальному законодательству. Ташкент также настаивает на запрете привлечения подразделений КСОР для разрешения конфликтов между государствами, входящими в ОДКБ, сказал собеседник агентства. "И еще Узбекистан против временного применения соглашения о КСОР с момента его подписания, настаивая на том, что это возможно лишь после ратификации документа всеми странами-участницами ОДКБ", - сказал источник.

Генсек ОДКБ Николай Бордюжа сообщил накануне, что задержка с оформлением соглашения о создании КСОР вызвана, в частности, особой позицией Узбекистана. "Есть несколько расхождений между шестью государствами ОДКБ и Узбекистаном по вопросам функционирования КСОР", - сказал Бордюжа журналистам в Москве. Вместе с тем он выразил уверенность, что 14 июня стороны вернутся к этому вопросу и окончательно подготовят соглашение о создании КСОР к подписанию главами стран-участниц ОДКБ.

Что такое КСОР

Решение о создании КСОР ОДКБ было принято на саммите организации 4

февраля 2009 г. в Москве. КСОР предназначены для защиты территориальной целостности, суверенитета и обеспечения безопасности, преодоления крупномасштабных кризисных ситуаций на территории стран ОДКБ. В мирное время силы КСОР будут находиться в местах своей постоянной дислокации на национальных территориях, а в особый период будут применяться в соответствии с решениями Совета коллективной безопасности. По данным Минобороны РФ, в состав КСОР от российских Вооруженных сил выделяются два соединения - воздушно-десантная дивизия и десантно-штурмовая бригада.

КСОР формируются, в частности на базе Коллективных сил быстрого развертывания (КСБР), которые созданы в центральноазиатском регионе, и некоторых региональных группировок государств-членов ОДКБ. Ожидается, что в КСОР войдут не только формирования вооруженных сил стран-участниц ОДКБ, но и подразделения правоохранительных органов, органов безопасности и МЧС. После создания КСОР в формате ОДКБ КСБР планируется упразднить.

Сейчас в состав КСБР входят 10 батальонов, в том числе пять – от России, по два - от Казахстана и Таджикистана, один - от Киргизии, а также российская авиабаза "Кант" (Киргизия). В состав ОДКБ входят Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан.

Особое мнение

Четвертого февраля информированный источник "Интерфакса" сообщил, что особое мнение Узбекистана состоит в том, что эта страна "будет участвовать не на постоянной основе в Коллективных силах оперативного реагирования, а делегировать свои подразделения". Эта позиция о неучастии Узбекистана на постоянной основе в коллективных силах быстрого реагирования "не является неожиданной, так как она была заявлена еще в процессе подготовки", отметил собеседник агентства.

По его словам, президент Узбекистана "подтвердил на заседании свою готовность участвовать в операциях по территориальным наркоугрозам и другим глобальным проблемам, однако на других принципах - на принципах не постоянного участия в коллективных силах, а на принципах делегирования подразделений для участия в отдельных операциях". Как пояснил "Интерфаксу" пресс-секретарь ОДКБ Виталий Струговец, Узбекистан не возражает против включения в Коллективные силы оперативного реагирования на постоянной основе воинских подразделений, "но не считает необходимым на данный момент включение в Коллективные силы оперативного реагирования частей МЧС, службы наркоконтроля, Внутренних войск и представителей других специальных служб".

Президент Узбекистана Ислам Каримов, по словам пресс-секретаря ОДКБ, подчеркнул, что это особое мнение о невключении специальных сил действует "только на данном этапе". Вместе с тем при определенных условиях и по отдельному решению Узбекистан готов к участию в операциях всеми силами, в т.ч. и теми подразделениями, которые он в данный момент не считает необходимым включать в состав коллективных сил.

Особая позиция, заявленная тогда и особенно сегодня республикой, послужила почвой для новых слухов о намерении Узбекистана фактически свернуть свое участие в структурах ОДКБ.

Июнь, Москва

Между тем Узбекистан, скорее всего, примет участие в мероприятиях по линии Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), которые состоятся в середине июня в Москве. "Никаких отказов узбекской стороны от участия в мероприятиях ОДКБ, в том числе саммита Организации, нам не поступало", - сказал "Интерфаксу" в минувший вторник источник в МИД РФ. Ранее сообщалось, что саммит ОДКБ пройдет 14 июня в Москве. В апреле в Ереване состоялось заседание Совета глав МИД стран-участниц ОДКБ. Тогда МИД Узбекистана заявил, что не видит целесообразности своего участия в этом заседании. В связи с этим многие политологи и журналисты высказывали мнение о том, что Узбекистан может выйти из ОДКБ.

Между тем, в апреле российский дипломатический источник сообщил "Интерфаксу", что отказ Узбекистана от участия в министерском заседании ОДКБ в Ереване не означает его выхода из этой организации. Он пояснил, что Ташкент не участвовал в заседании из-за несогласия по ряду процедурных вопросов. "Российская сторона на данном этапе не видит трагедии в неучастии Узбекистана в предстоящем в четверг заседании, которое носит рабочий характер и на котором не ожидается принятия каких-либо судьбоносных решений", - сказал источник. "Другое дело - предстоящий 14 июня саммит ОДКБ, на котором будут приниматься очень важные и заранее согласованные решения", - отметил собеседник агентства.

Обозреватель Владимир Шишлин

Новости