Что случилось с самолетом?
Спасатели продолжают поиски "черного ящика" и других обломков самолета Airbus A330, рухнувшего в воды Атлантики. Вероятными причинами катастрофы эксперты считают грозу и действия капитана лайнера
Москва. 4 июня. INTERFAX.RU – Поиски обломков пропавшего борта Air France 447, вылетевшего из Рио-де-Жанейро в Париж и пропавшего над Атлантикой в понедельник утром, продолжаются. Более того, с каждым днем операция становится все более масштабной. Как сообщает британская BBC, место предполагаемого падения авиалайнера A330 "прочесывают" уже 11 самолетов. Кроме того, сюда прибыло первое спасательное судно бразильских ВМФ. Ожидается, что еще четыре корабля появятся в регионе в ближайшее время. Им предстоит проверить информацию о новых обломках, замеченных бразильскими авиаторами немного южнее района, в котором были обнаружены первые детали самолета.
По данным летчиков, им удалось найти довольно крупный обломок – диаметром около 7 м, а также масляные пятна на поверхности океана. Как заявил министр обороны Бразилии Нельсона Жобима, присутствие таких пятен исключает версию взрыва на французском авиалайнере. В свою очередь, представитель бразильских ВВС Хорхе Амарал заявил, что обнаруженный семиметровый обломок может быть частью фюзеляжа или хвоста авиалайнера.
Главной целью спасателей, конечно же, является так называемый "черный ящик" – бортовой регистратор всего, что происходит в самолете. Однако министр транспорта Франции Жан-Луи Борлу предупредил, что прибор может находиться на глубине около 3,7 км, что сводит шансы его обнаружения практически к нулю. Определенную надежду спасатели возлагают на встроенные в самолет радиомаячки, которые должны подавать сигнал в течение 30 дней с момента падения судна в воду, однако уцелели ли они во время происшествия – пока неизвестно.
Однако главный редактор издания "Морской бюллетень - Совфрахт" Михаил Войтенко считает, что для поднятия со дна Атлантического океана обломков и "черного ящика" французского аэробуса нет никаких технических проблем, но успех операции будет зависеть от степени точности определения места катастрофы. "Поднять с больших глубин обломки и "черные ящики" самолета можно без особых проблем. Такие технологии уже существуют и применяются, в частности, в США, Великобритании, Франции и в скандинавских странах. Чисто технически это не является проблемой", - заявил Войтенко в четверг "Интерфаксу". Вместе с тем, по мнению эксперта, главным условием успеха операции по поднятию останков самолета и бортового самописца является уровень точности данных по предполагаемому месту авиакатастрофы. "Данные передаются специалистам, которые сразу могут оценить степень вероятности нахождения обломков самолета. Чем точнее параметры, тем больше шансов обнаружить останки самолета", - сказал Войтенко.
Что касается технологий, с помощью которых можно обнаружить на дне океана останки самолета, обеспечив при этом высокий уровень видимости, то, по словам эксперта, такие разработки также существуют. "Эти технологии есть, и могу сказать, что они не стоят на месте и постоянно развиваются. Можно получить очень высокий уровень видимости даже на дне океана. Главное знать, где искать", - отметил Войтенко.
Тем временем, бразильские СМИ сообщают, что, согласно пожелавшему остаться анонимным источнику в компании Air France, буквально за несколько минут до своего исчезновения с экранов радаров пилот Airbus 447 сообщил, что самолет вошел в грозовую зону. Затем автоматическая система отослала на главный пульт компании сигнал о том, что был отключен автопилот, Согласно информации бразильских СМИ, цитирующих неназванный источник в компании Air France рассказал, что пилот самолета послал сообщение о том, что самолет входит в грозовую тучу. Десятью минутами позже автоматическая система судна послала главному компьютеру компании сигнал о том, что автопилот был отключен, бортовой компьютер был переключен на альтернативный источник питания. Кроме того, поступило сообщение о том, что вышла из строя часть бортового оборудования.
Французские эксперты, проводящие расследование, пока никак не комментируют эту информацию. Однако американский эксперт Билл Восс заявил, что, скорее всего, самолет развалился на части прямо в воздухе. Правда, причин этого он не указал. Очевидно, что однозначно говорить о том, что произошло, можно будет только после того, как будут найдены остальные обломки и "черный ящик".
Министры иностранных дел Франции и Бразилии Бернар Кушнер и Селсу Жобим в четверг примут участие в Рио-де-Жанейро в церемонии в память о 228 пассажирах и членах экипажа самолета, рухнувшего в Атлантический океан.
Тем временем, французская газета Le Monde со ссылкой на экспертов заявила, что упавший самолет летел с неправильной скоростью. Источник, близкий к расследованию авиакатастрофы, отметил, что в момент, когда произошла трагедия, скорость авиалайнера А-330 была "ошибочной". Le Monde подчеркивает, что компания Airbus в четверг собирается опубликовать рекомендации экипажам самолетов о скорости, которую необходимо поддерживать, когда лайнер сталкивается со сложными погодными условиями.
Как сообщалось ранее, лайнер, на борту которого находились 228 человек, вылетел из Рио- де-Жанейро в ночь на понедельник и должен был прибыть в Париж. Он пропал с экранов радаров, когда находился над Атлантикой. В Атлантике, в 650 км от побережья Бразилии, были найдены обломки, принадлежащие пропавшему в понедельник самолету.
Экс-главком ВВС Герой России генерал армии Петр Дейнекин отметил, что причинами катастрофы французского авиалайнера в небе над Атлантикой, скорее всего, стали плохая погода и решение капитана А-330 продолжать полет по маршруту. "Наиболее вероятной причиной катастрофы могло стать попадание самолета в мощнейшую грозовую деятельность с выводом из строя электронных систем управления авиалайнером ", - сообщил Дейнекин "Интерфаксу" в четверг. По его мнению, главными причинами трагедии в небе над Атлантикой являются "погода и решение капитана этого воздушного судна на продолжение полета". "Экипаж имеет на борту оборудование, которое позволяет заранее распознать опасную ситуацию, но надо было иметь большое мужество для того, чтобы принять решение на возврат. Однако, поскольку это связано с большими материальными потерями для авиакомпании, капитан, видимо, решил продолжать полет, который закончился трагедией", - сказал эксперт.
Дейнекин также отметил, что мощность грозовых разрядов в облаках может превышать 30 тыс. вольт. "Управление всеми современными самолетами осуществляется с помощью электроники. У них нет надежного механического дублирования, а аварийное не обеспечивает управление в ситуации, подобной той, что произошла с "Эрбас 330" над Атлантикой", - сказал Дейнекин.