Будет ли налоговый переворот в нефтянке, и куда пойдет отверженная нефть из РФ. Обзор

Фото: Егор Алеев/ТАСС

Москва. 17 марта. INTERFAX.RU - Рост мировых цен на нефть привел к проблемам и на рынке РФ, одного из крупнейших производителей данного сырья. Кроме того, это одна из основных статей доходов российского бюджета, однако сейчас нефтяники испытывают серьезные проблемы с экспортом своей продукции. При этом вся налоговая система, привязанная к экспортным ценам, сейчас приносит убытки НК и независимым переработчикам.

Все чаще идет речь о возможном снижении добычи нефти Россией. Правительство вместе с нефтяными компаниями думает, как решить возникшие проблемы. На столе переговоров - отвязка ценообразования на внутреннем рынке от экспортной цены, отмена налогового маневра, госрегулирование цен.

Затык в портах

Специальная военная операция на Украине (СВО), начатая 24 февраля, привела к сложностям в экспорте российской нефти. Судовладельцы отказываются везти потенциально санкционное топливо, а те, кто везет, взвинтили ставки фрахта и стоимость страховки. Банки же не открывают аккредитивы и кредитные линии на оплату подобного сырья. Но пока нефть по трубопроводам течет, а из портов отгружается, но это уже проданная в феврале нефть.

Согласно портовому графику, с которым ознакомился "Интерфакс", в марте из европейских портов "Транснефти" должны были отгрузить на 30% больше нефти, чем в феврале - 8,4 млн т (порядка 2 млн б/с), из них 7 млн т - российской нефти (рост также на 30%).

Как заявил вице-премьер РФ Александр Новак, Европа обеспечивает 30% своего спроса на нефть за счет российской, не считая 80 млн т нефтепродуктов, при этом Москва видит "огромное давление на наших партнеров, трейдеров, транспортные компании, банки и финансовые учреждения" относительно введения эмбарго на поставки нефти и нефтепродуктов из РФ. Однако, по словам Новака, страна знает, куда перенаправить свое невостребованное топливо.

С заключением новых контрактов не все так просто, говорят источники "Интерфакса". Так, "Сургутнефтегаз", продающий нефть из портов в основном на спотовом рынке, не смог реализовать ни одной партии на март (его план по экспорту из европейских портов "Транснефти" на март - 1,78 млн т, или около 420 тыс. б/с). Сначала не устраивал ценник - в моменте клиенты предлагали взять российскую нефть Urals с рекордной скидкой к Brent в примерно $30 за баррель, а потом на тендер просто не пришли покупатели. "Зарубежнефть" постигла та же участь.

Участники рынка говорят, что можно продать нефть и без аккредитива под "джентельменское слово", но определенные компании не готовы на это идти. Некоторые фирмы утверждают, что им удается договариваться и отгружать нефть и нефтепродукты, по крайней мере, в марте, другие говорят о том, что новые контракты не заключаются. Многие иностранные мэйджоры - Shell, BP, Equinor - уже официально отказались от новых закупок российской нефти и нефтепродуктов.

Увеличение перевозок "по земле" сопряжено с другими сложностями: за границей оказалось большое число вагонов и цистерн, возврат которых вызывает вопросы. В среду "Укрзализныця" (УЗ) заявила, что начинает национализацию российских вагонов, которые стоят на путях Украины. По данным украинской компании, в настоящее время там находится более 15 тыс. российских вагонов, из которых 10,956 тыс. единиц - полувагоны, 2,057 тыс. - цистерны, 587 - крытые вагоны, 158 - платформы, 1,318 тыс. - другое.

Часть транспортных средств, используемых для перевозки нефтепродуктов, уже "утрачены навсегда", и все это в целом создает отдельную проблему при транспортировке нефтепродуктов, говорят собеседники "Интерфакса". И это несмотря на то, что и до СВО с железнодорожными перевозками было не все гладко - было довольно много узких мест и проблем, связанных, например, с недостатком машинистов из-за пандемии COVID-19.

В среду глава Бурятии и председатель комиссии Госсовета по направлению "Транспорт" Алексей Цыденов на совещании у президента РФ о мерах социально-экономической поддержки регионов предложил ввести отсрочку по оплате лизинга для российских компаний, чьи транспортные средства задержаны за границей. "Сейчас в той же Украине 147 машин, 9 тысяч железнодорожных вагонов, в иностранных портах у нас задержанные суда - у ГТЛК ("Государственная транспортная лизинговая компания" - ИФ) только три судна. Эти транспортные средства, как правило, либо в лизинге, либо под кредитом, и на них начисляются платежи несмотря на то, что они по сути из работы исключены", - сказал Цыденов.

Также он предложил рассмотреть возможность списания долгов по таким транспортным средствам в случае их безвозвратной утраты.

Переориентация

Согласно статистике ЦДУ, на середину марта российские компании продолжают наращивать добычу нефти примерно тем же темпом, что и в начале марта - 0,43% к уровню февраля, добывая 1517,3 тыс. т в сутки, или около 11,1 млн б/с нефти с конденсатом. Экспорт из РФ составляет около 4,6 млн б/с. По оценке Международного энергетического агентства (МЭА), Россия может сократить добычу нефти в апреле на 3 млн б/с на фоне санкций и отказов покупателей из-за рубежа.

Теоретически перенаправление невостребованной нефти создает предпосылку к насыщению внутреннего рынка и снижению внутренних цен на автозаправочных станциях (АЗС). Однако и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), и экспортная пошлина привязаны к стоимости нефти на внешнем рынке. К экспортной цене привязана и цена продажи нефти внутри России - так называемый экспортный паритет или экспортный netback.

По словам одного из собеседников "Интерфакса", в результате роста мировых цен стоимость нефти на внутреннем рынке взлетела до рекордного уровня. При этом НДПИ уже составляет 85-88% от стоимости нефти на внутреннем рынке, и с учетом операционных затрат "нефтяники могут уйти в минус". Один из игроков при этом говорит, что проблема даже не в размере НДПИ, а в кассовом разрыве, связанном с задержкой экспортной выручки.

Как сообщил "Интерфаксу" источник в одном из ведомств, "корректировка механизма ценообразования на внутреннем рынке на минерально-сырьевые товары с целью их отвязки от netback экспортной цены" обсуждается сейчас в рамках подготовки очередных пакетов мер поддержки экономики. Ранее об этом также говорил Новак.

В Минэнерго прошел ряд совещаний по данным проблемам. Как рассказывают собеседники "Интерфакса", Минфин в целом выступает против снижения каких бы то ни было доходов бюджета, поскольку они все расписаны. В частности, он уже пролоббировал перенос на месяц вопроса об изменении параметров демпфера по топливу, поскольку это грозило бюджету колоссальными выплатами нефтяникам.

В качестве одной из мер обсуждается отмена налогового маневра, введенного в 2019 году и предполагающего постепенное обнуление экспортной пошлины до 2024 года и эквивалентное увеличение ставки НДПИ. Сейчас, говорит источник "Интерфакса", на это можно было бы пойти с учетом того, что РФ исключат или приостановят ее членство в ВТО.

Отказ от российской нефти на внешнем рынке создает предпосылки к тому, чтобы внутренний был более насыщен, и цены на нем снижались, говорил глава Федеральной антимонопольной службы Максим Шасколький. Впрочем, замечают игроки, цена топлива на оптовом рынке снижается, но стоимость обслуживания на АЗС растет, поэтому розничные цены меняются не слишком сильно.

В целом ситуация на внутреннем рынке нефтепродуктов РФ сейчас "удовлетворительная" (если временно не учитывать резкие скачки биржевых цен на нефтепродукты, вызванные, по всей видимости, общим нервным состоянием участников торгов). Производство нефтепродуктов не сокращается, запасы топлива на рекордных показателях, определенную поддержку оказывает и сокращение экспорта.

Но все чаще и чаще нефтяники говорят о возможном снижении нефтедобычи, а не насыщении внутреннего рынка.

При этом в ходе совещания в среду о мерах социально-экономической поддержки субъектов РФ президент Владимир Путин высказал прямо противоположное мнение. По его словам, в случае проблем с экспортом нужно не сокращать производство, а насыщать внутренний рынок, что будет способствовать снижению цен, в том числе на нефтепродукты.

"Отдельно хочу обратиться к нашим экспортёрам. В ситуации, когда возникают сложности с поставками на зарубежные рынки, нужно не сокращать производство, а, напротив, направить дополнительные объёмы товаров на внутренний рынок. Это объективно должно вести к снижению цен внутри страны, в том числе на бензин, дизель, битум, металлы, другие экспортные товары. Прошу правительство и ФАС, региональные власти в постоянном режиме отслеживать ситуацию на этих рынках", - заявил он.

Назад в госрегулирование?

Путин также призвал правительство обеспечить доступность товаров на потребительском рынке, "прежде всего товаров первой необходимости, лекарств и медицинских изделий" без "ручного вмешательства в регулирование цен", отдельно про нефтепродукты не упоминалось. "Именно увеличение предложения должно привести к снижению и стабилизации цен", - считает он.

В то же время на рынке вновь начала обсуждаться тема регулирования цен на нефтепродукты, а также на нефтехимическое сырье - затрагивался этот вопрос и на совещаниях в Минэнерго, рассказывают собеседники агентства. Но в каком формате это может быть реализовано в настоящее время - непонятно.

В пресс-службе ФАС "Интерфаксу" подчеркнули, что "биржевая торговля зарекомендовала себя как эффективный рыночный инструмент, который обеспечивает баланс спроса и предложения на рынке нефтепродуктов на конкурентных условиях, а также дополнительный канал реализации на цифровых платформах". "Кроме того, особенно востребованной стала возможность оперативно получать доступ к торгам в дистанционном формате. В настоящее время наблюдается наращивание объемов продаж, что говорит о наличии спроса и востребованности этого механизма", - отметил представитель ФАС.

По словам одного из собеседников, обсуждается введение госрегулирования цен на сырье для нефтехимии, которые тоже формируются от стоимости нефти. Поэтому государство пытается не допустить рост цен на конечную продукцию, которая зачастую является социально значимой, из-за увеличения стоимости сырья.

В Минфине и Минэнерго пока не удалось получить комментарии по соответствующей тематике.

Новости