Выплаты топливного демпфера в марте могут рекордно вырасти
Москва. 9 марта. INTERFAX.RU - Выплаты из бюджета российским нефтеперерабатывающим заводам по топливному демпферу в марте могут вырасти кратно. Демпфер на нефтепродукты, который уже длительное время держится на высоких показателях, в марте может побить рекорды роста, подскочив по сравнению с февралем: по бензинам - более чем в 2 раза, по дизельному топливу - в 3 раза, по авиакеросину выплаты авиакомпаниям увеличатся в 4 раза, свидетельствуют данные расчетов экспертов топливного рынка.
Исследовательская группа "Петромаркет" в своем обзоре отмечает, что на прошедшей неделе на рынке Северо-Западной Европы (СЗЕ) ощутимо подорожали все моторные топлива: "К пятнице стоимость автобензина на европейском рынке увеличилась до $1075 за тонну - максимального значения с конца февраля 2013 г., а дизтопливо и авиакеросин выросли в цене до $1287 и $1249 за тонну соответственно - до уровня июля 2008 г".
"В случае если до конца марта цены на нефтепродукты в СЗЕ, а также курс доллара продержатся на уровне 4 марта (инерционный сценарий), бензиновый и дизельный "демпферы" в марте увеличатся относительно февральских значений в 2,4 и 3,4 раза (на 38540 и 55710 руб./т) - до 65990 и 78690 руб./т соответственно. В рамках того же инерционного сценария компенсация затрат на топливо российским авиакомпаниям (керосиновый "демпфер") в марте по сравнению с февралем, по нашим оценкам, также продемонстрирует радикальный рост - в 4.6 раза или на 51770 руб. до 65960 руб. в расчете на 1 тонну использованного керосина".
По расчетам генерального директора агентства "Аналитика товарных рынков" Михаила Турукалова, предварительные демпферы за март: по бензинам - 70400 руб./т (в 2,5 раза выше данных февраля), по дизтопливу - 71700 руб./т (в 3,2 раза) и по керосину - 60700 руб./т (в 4 раза). "Такие уровни демпфера может достигнуть, если котировки нефтепродуктов и курс доллара, актуальные на 7 марта, продержатся на этом же уровне до конца текущего месяца", - говорит он.
Независимый эксперт топливного рынка Виктор Костюков подчеркивает невероятный уровень экспортных паритетов (нетбэков) по нефтепродуктам, причиной которого стали подорожавшая нефть и ослабевший рубль. "Окончательно утеряна когда-то неразрывная связь нефть - доллар - бензин. Демпфер обнулил эту связь. Расчеты по пока еще не скорректированному демпферу показывают, что субсидия производителям по дизелю и бензину достигает в первые дни марта величины порядка 50-53 тыс. р/т. И, тем не менее, образовавшийся в марте разрыв порядка 70-80 тыс. р/т между экспортным паритетом и внутренней ценой, демпфер гасит не полностью. Доходность экспортеров на внешних рынках остается высокой, на 25-30 тыс. р/т выше внутренних поставок, и даже обновленный демпфер сократит премиальность экспорта примерно вдвое, но не погасит её полностью", - считает он.
Демпферный механизм на нефтепродукты действует в России с 2019 года. Он рассчитывается по разнице между экспортной стоимостью топлива и индикативной внутренней ценой (обозначена законодательно). Если эта разница положительная, а экспорт становится выгоднее поставок на внутренний рынок, бюджет платит нефтяным компаниям, если разница отрицательная - нефтяники платят в бюджет.