За воду, за энергию
Турция решила поддержать Таджикистан в водно-энергетическом споре с Узбекистаном, который в свое время стал поводом говорить об охлаждении отношений Душанбе и Москвы
Москва. 29 мая. INTERFAX.RU - Турция готова инвестировать в строительство малых, средних и больших ГЭС в Таджикистане и поддерживает позицию официального Душанбе в решении водно-энергетических вопросов Центральной Азии, заявил в пятницу журналистам президент Турции Абдулла Гюль. Турецкий лидер прибыл накануне в Душанбе с трехдневным официальным визитом и в пятницу провел двусторонние переговоры со своим таджикской коллегой Эмомали Рахмоном. "Турция готова участвовать в проектах по строительству в Таджикистане малых, средних и больших ГЭС", - заявил на итоговой пресс-конференции Гюль. "Мы поддерживаем позицию Таджикистана в вопросах распределения водно-энергетических ресурсов в регионе", - добавил турецкий лидер.
У Таджикистана натянутые отношения с соседним Узбекистаном из-за разногласий в водно-энергетическом распределении ресурсов. Таджикистан ищет инвесторов на постройку Рогунской ГЭС мощностью 3600 МВт. Эта ГЭС может стать крупнейшей во всей Центральной Азии, однако Ташкент считает, что строительство такого объекта с огромным водохранилищем лишит поливной воды львиную часть сельского хозяйства республики. Таджикистан с этим не согласен. При этом турецкий лидер не упомянул, в какие именно ГЭС Анкара готова инвестировать и когда это произойдет. Никаких соглашений по гидроэнергетике подписано не было.
В последние месяцы в ряде газет Таджикистана появились статьи, где во многом критиковалась политика Российской Федерации. В частности, это было вызвано заявлением президента РФ Дмитрия Медведева в ходе его визита в Узбекистан, когда он коснулся темы строительства гидроэнергетических объектов в странах региона. Российский президент предложил провести независимую экспертизу перед строительством таких объектов с учетом интересов всех стран Центральной Азии. Некоторые аналитики в Таджикистане поспешили посчитать эти слова поддержкой официальному Ташкенту. Узбекистан считает строительство новых ГЭС в Таджикистане, в частности Рогунской мощностью 3600 МВт, опасным для своего сельского хозяйства. Душанбе же отрицает какое-либо влияние ГЭС на сток трансграничных рек.
С охлаждением отношений между Москвой и Душанбе эксперты связывали, в частности, озвученные окружением Рахмона сомнения таджикского руководства в целесообразности своего участия в саммитах ОДКБ и ЕврАзЭС 4 февраля в российской столице. В итоге Рахмон приехал на эти мероприятия в Москву.
Двадцать четвертого февраля он вновь побывал здесь с рабочим визитом. "Визит станет продолжением регулярного, активного российско-таджикского политического диалога на высшем уровне. В его рамках в 2008 г. состоялось в общей сложности 6 встреч глав государств (с учетом многосторонних форумов). Важное значение имел официальный визит президента России в Душанбе в августе 2008 г.", - сообщил тогда "Интерфаксу" источник в Кремле. По его словам, важное место в повестке дня занимали взаимодействие в гидроэнергетической сфере. Наглядным примером его эффективности источник назвал реализацию проекта строительства Сангтудинской ГЭС-1. Объем российских инвестиций в проект составил около 700 млн долларов, напомнил источник.
Кстати, пуск последнего - четвертого агрегата Сангтудинской ГЭС-1, который должен был состояться 15 мая, в очередной раз был отложен. По словам российского посла в Таджикистане Юрия Попова, речь идет о технических моментах, которые "до сих пор еще не доведены до ума и разрешены в ближайшее время". По его словам, эти проблемы будут решены таким образом, чтобы "была реализована договоренность о том, что окончательный пуск Сангтудинской ГЭС будет проведен при участии президента Российской Федерации" Дмитрия Медведева".
Официальные круги Душанбе отрицают, что традиционно стратегические отношения таджикско-российские отношения проходят проверку на прочность.
Россия была и остается стратегическим партнером Таджикистана, - заявил 17 апреля представитель МИД республики. "Продолжается подготовка государственного визита президента Таджикистана Эмомали Рахмона в Российскую Федерацию во второй половине 2009 г. по приглашению российской стороны. Нам есть что обсудить на этой встрече", - отметил дипломат.
Россия - крупнейший инвестор в таджикскую экономику. По данным Госкомстата Таджикистана, к концу 2008 года в экономике республики накоплено более $1,4 млрд прямых иностранных инвестиций. Российский же взнос в общий объем накопленных в Таджикистане прямых инвестиций превысил $714 млн. В первом квартале текущего года российско-таджикский торговый оборот снизился на 21% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года до $192,9 млн, что составляет 24,1% от общего товарооборота Таджикистана. При этом импорт из России в республику составил $172,7 млн, а экспорт таджикских товаров в РФ - $20,1 млн. Эксперты связывают падение оборота с глобальным экономическим кризисом.
Обозреватель Владимир Шишлин