Сомнительный happy end
Справедливым ли было решение суда передать 6-летнюю Александру Зарубину ее биологической матери? У многих возникли сомнения - в Интернете идет сбор подписей под петицией за возвращение девочки ее португальской приемной семье
Москва. 28 мая. INTERFAX.RU – История маленького Антона Салонена – сына русской матери и финского отца. Эпопея с Элизой Беленькой-Андре – дочери отца-француза и опять же русской матери. И сколько таких историй еще осталось за кадром – когда решившие расстаться родители, будучи гражданами разных государств, чуть ли не разрывают ребенка на части, пытаясь доказать свое право на его воспитание. Но особняком в этом списке стоит история 6-летней Саши Зарубиной – россиянки по документам и португалки по воспитанию.
А началось все еще в апреле 2003 г., когда гражданка России Наталья Зарубина, приехавшая в Португалию на заработки, родила там дочь – от своего гражданского мужа, украинца Георгия Циклаури. Вскоре после рождения Саши ее родители расстались. При этом постоянной работы у матери девочки, жившей в городе Брага, не было – она перебивалась случайными заработками. Да и как работать, когда у тебя маленький ребенок на руках. Казалось бы, отчаянная ситуация. Однако мир оказался не без добрых людей – португальские знакомые Натальи, супруги Виейра, проживающие в другом городе Барселуш, предложили Зарубиной присмотреть за ребенком, чтобы дать ей возможность работать, пусть даже вдали от дочери.
По словам вице-консула России в Португалии Олега Сотникова, "девочка прожила у португальской четы с разрешения матери полгода. Они привыкли к ней, прониклись заботой и решили, что русская мама не достойна воспитывать дочь. После того, как португальские власти из-за проблем с документами, решили депортировать Наталью, супруги Виейра подали в суд, чтобы лишить россиянку родительских прав". Как рассказал вице-консул, португальские "приемные родители" пытались добиться выдачи девочке португальского гражданства, однако не смогли получить разрешения настоящих родителей ребенка. Александра получила только временный вид на жительство, официально же она являлась и является гражданкой России.
Однако Наталья решила не сдаваться и подала в суд на португальцев, потребовав от них вернуть дочь. Судебный процесс длился около трех лет, и вот на прошлой неделе португальский суд, наконец, вынес свой вердикт – отдать Сашу ее матери. И вот в минувшую среду, 20 мая, обе они – и Наталья Зарубина, и ее дочь – вернулись в Россию, в свой деревянный дом в Ярославской области, где их ожидали родственники – родители Натальи и ее старшая дочь Лера.
Главный специалист по опеке и попечительству отдела образования администрации Первомайского муниципального района Татьяна Денисова Наталья Зарубина, по суду забравшая у приемных родителей в Португалии шестилетнюю дочь Александру, будет находиться на контроле в секторе по работе с семьей отдела соцзащиты администрации Первомайского района Ярославской области сообщила "Интерфаксу" в четверг: "Мама (Саши Зарубиной - ИФ) будет у нас на контроле - это однозначно, потому что мы не знаем ее и видим первый раз. Мама пока не успела никуда устроиться. Если у нее будет все благополучно, и она устроится на работу - к ней не будет никаких претензий, но даже если ей будет трудно найти работу по специальности, может быть она встанет на учет на биржу, и будет получать социальное пособие как мать-одиночка. Если к ней не будет никаких претензий - это будет одно развитие ситуации, если у мамы есть склонности к алкоголю - у нас работает комиссия по делам несовершеннолетних". При этом она отметила, что "родная мама она и есть родная мама. И какие бы ни были условия с родной мамой, если она нормальная, все равно лучше".
"Ситуация для нас нова, мама долгое время отсутствовала. Бабушка ребенка - женщина очень положительная: работает бухгалтером в детском доме, является опекуном старшей дочери Валерии, женщина открытая, умная, образованная, контактная. Домик у них, конечно, старенький, без особых удобств, но в доме есть все необходимое для ведения хозяйства. Есть все необходимое для того, чтобы ребенок рос и развивался", - сказала Денисова. При этом она подчеркнула, что поселок Пречистое достаточно крупный, в нем проживает 5 тыс. человек, есть школа и два детских сада, где работают психологи, логопеды и социальные педагоги. "Мама приходила в школу и общалась с работниками школы, приходила также и в детский сад по поводу устройства ребенка", - сообщила Денисова.
Собеседница агентства также рассказала, что "с девочкой общался педагог иностранного языка, девочка практически не говорит по-русски. На бытовом уровне родному языку обучить ее сможет родная мать, кроме того, в возрасте 6 лет дети быстро адаптируются. Все службы предупреждены, что девочка придет в детский сад - все к этому готовы". "Если возникнут вопросы, с которыми мы не сможем справиться, то мы обратимся в областной центр за помощью узких специалистов", - сказала Денисова. Она добавила также, что процесс адаптации девочки проходит вполне нормально, она спокойно гуляет по поселку со своей старшей сестрой Валерией, улыбается и играет.
Казалось бы, вот он – долгожданный хэппи-энд. Девочку вернули родной матери, справедливость восторжествовала – как в сказке. Вот только в реальной жизни, к сожалению, все далеко не так однозначно, как в историях из книжек.
Еще ранее на всех телеканалах были показаны кадры, как 6-летнюю Сашу, которая не знает ни слова по-русски, при передаче ее матери около получаса уговаривали вылезти из машины и как долго и отчаянно малышка плакала, расставаясь с теми, кто заботился о ней в течение четырех лет и кого она уже называла "мамой" и папой".
Заместитель государственного секретаря Португалии по делам семьи Идалиа Мариа Маркиш Салвадор ди Менезиш Монис выразила сожаление в связи с решением суда, который постановил выдать русскую девочку ее матери гражданке РФ Наталье Зарубиной, сообщил интернет-сайт португальской газеты "Диариу". Вместе с тем комментируя сообщения о том, что девочка плакала, кричала и сопротивлялась в момент передачи матери, Монис отметила, что "решение суда по делам несовершеннолетних было принято в высших интересах ребенка". Правда, португальская общественность в этом не так уверена – по данным местных СМИ, в Португалии Зарубина занималась проституцией, злоупотребляла алкоголем и практически не навещала дочь.
А на днях в Интернете появился сюжет, снятый одним и ведущих российских телеканалов и посвященный нашумевшей истории Зарубиных–Виейра – вернее, тому, что происходило после того, как девочку отдали матери. И, казалось бы, все хорошо – мы видим бабушку Саши, которая очень ждала встречи с внучкой, ее старшую сестру Леру, не держащую зла на мать Наталью за то, что та оставила ее не несколько лет, мы видим, как они украшают свой деревянный дом воздушными шарами, ожидая приезда малышки… Но вот после просмотра сюжета почему-то остается странное послевкусие и неуверенность в том, что будущее Саши теперь будет безоблачным. В чем тут дело? То ли в характерных интонациях Натальи, отметившей возвращение и заплетающимся языком заявляющей: "А вообще, кто знает, может, они ее в публичный дом или на органы хотели!", то ли в том, что спать Саше приходится на нарах под самым потолком, при этом ее насильно кормят непривычной для нее едой. А может, в подзатыльниках, тычках и толчках, которыми награждает Наталья не понимающую ее дочь прямо перед объективами телекамер, сетуя на "придурочное португальское воспитание".
Похожее ощущение, судя по всему, после просмотра сюжета сложилось у многих. Иначе как объяснить тот факт, что обитатели русскоязычных блогов, ранее ратующие за возвращение тех же Элизы Беленькой и Антона Салонена в Россию, теперь активно подписывают запущенную в Португалии петицию за возвращение Саши ее португальским благодетелям. И количество подписывающих растет как на дрожжах – на данный момент под документом стоит уже более 9 тыс. подписей, и с каждым часом их становится все больше. И это не говоря уже о многочисленных кросспостах в ЖЖ, в которых блоггеры дают ссылки на нашумевшее видео и возмущаются решением португальского суда. Однако приведет ли это к чему-либо – неизвестно.
Ну вот вроде бы и все. Шестилетняя Саша вот уже неделю живет в Ярославской области, а ее осиротевшие несостоявшиеся приемные родители – супруги Виейра – пытаются получить российскую визу, чтобы приехать ее навестить, а пока каждый вечер со слезами на глазах пересматривают фотографии девочки. Осталось отметить только одну маленькую деталь. С собой из Португалии девочка привезла щенка, к которому она очень привязана и который почти всегда находился при ней. В деревне же собаку сразу после приезда посадили на улице на цепь.
И, пожалуй, не будем проводить никаких аналогий. Пусть они даже напрашиваются сами собой.