Эконом-вариант реверанса

Правительство ищет пути поддержки транспортной отрасли в "объезд" денег. Вариант носит рабочее название "биржа вагонов" и призван в случае его реализации сделать прозрачным и внятным рынок железнодорожных услуг. Но пока по проекту больше вопросов, чем ответов

Москва. 27 мая. IFX.RU - Государство в целях оптимизации порожнего парка РЖД и частных операторов решило встать на биржевые рельсы и, похоже, откликнулось на давнюю просьбу монополии создать так называемую "биржу вагонов". В случае реализации этой идеи немногочисленный перечень антикризисных мер, которыми правительство побаловало транспортную отрасль, может быть дополнен без всякого ущерба для бюджета. При этом чиновники утверждают, что "биржа вагонов" позволит также решить проблему дефицита впоследствии - когда таковой образуется.

Единый координирующий центр и полигон для заключения договоров между перевозчиками и грузоотправителями действительно может помочь крупным игрокам избежать простоев подвижного состава и обеспечить оптимальный логистический вариант, а мелким - банально найти друг друга. Вот только не факт, что настороженное отношение крупных игроков позволит реализовать идею. И будет ли "биржа вагонов" востребована после того как динамика грузоперевозок потихоньку пойдет вверх - большой вопрос.

Биржа ради биржи или загнать всех палкой

Проект постановления о создании "биржи вагонов" правительство поручило Минэкономразвития внести к марту будущего года. Представители министерства заявляют, что реализация идеи пока находится в зачаточной стадии, хотя заинтересованность участников рынка налицо - о ней на недавнем совещании в министерстве заявили такие крупнейшие частные перевозчики как "Трансгарант", GlobalTrans, "Трансгрупп", "Русская Тройка" (совокупная доля частных перевозчиков на рынке составляет около 60%), а также угольный гигант СУЭК. "Мы получили подтверждение, что такая технология нужна. Она не нужна только тем, у кого нулевой порожний пробег, а таких сегодня нет (в условиях падения грузоперевозок в I квартале на 27%)", - сказал "Интерфаксу" чиновник Минэкономразвития, отвечающий за подготовку концепции.

Один из участников этого совещания, представитель крупного железнодорожного оператора, правда, не разделяет оптимизма чиновников. По его мнению, биржу в основном хотят создать мелкие игроки, в основном региональные операторы, у которых проблемы с загрузкой и нет широкой филиальной сети: "Крупным операторам биржа не очень интересна, у них сильные маркетинговые блоки, они итак знают что и куда везти".

"Самое главное - биржа должна быть интересна для грузоотправителей. Только в этом случае нужно что-то подобное создавать, делать биржу ради биржи - это бесперспективно", - отметил собеседник "Интерфакса".

Кроме заинтересованности грузоотправителей, для воплощения в жизнь идеи с "биржей вагонов", по его мнению, необходимо, как ни странно, "загнать туда крупных операторов палкой". "Чтобы идея работала, нужно на биржу "загнать" законодательно всех - только если обязать собственников парка какой-то процент вагонов размещать на площадке, это будет интересно. Потому что если ходить просить: идите на биржу, ничего не получится", - говорит источник, напоминая о тяжкой судьбе так и не заработавших в России бирж нефти и нефтепродуктов, которые были проигнорированы основными игроками рынка.

Концепция Минэкономразвития

На первом этапе Минэкономразвития видит "биржу вагонов" как информационный ресурс, цель которого - найти компромисс между покупателями и продавцами транспортных услуг, ни о какой биржевой торговле речь пока не идет: "Мы считаем целесообразным информационный ресурс, не будем сразу загонять в жесткие рамки биржевых правил".

Как выяснилось, ряд информационных ресурсов, которые называют себя "биржей вагонов", уже существует, но объем публикуемой ими информации настолько мал, что они неизвестны для основных участников рынка. "Мы пригласили основных грузоотправителей и операторов, и спросили, знают ли они хоть одну биржу вагонов в России. Никто не знает ни одной. В итоге у нас каждый оператор видит только свои вагоны и свои грузы, он не знает о свободных мощностях ", - заявил чиновник Минэкономразвития.

"Есть некий оператор подвижного состава, у него на таком-то плече есть свободные вагоны, а грузоотправитель видит эту информацию на информационном ресурсе, и по итогам переговоров они заключают договор на перевозку. Это дополнительная возможность найти грузоотправителя для операторов, имеющих в данный момент порожний пробег или невостребованный подвижной состав", - таков потенциальный механизм "биржи вагонов".

Минэкономразвития считает идею стратегически важной и на будущее - "пока есть некий профицит вагонов, надо решать эту проблему для того, чтобы не повторилась заново ситуация нехватки подвижного состава".

Участники транспортного рынка разделяют мнение о целесообразности запуска "биржи вагонов" как координирующего центра, который позволит грузоотправителю получать прозрачную информацию о свободном подвижном составе.

"Создание "биржи", вероятно, имеет целью снизить издержки, которые перевозчики несут, перегоняя порожний подвижной состав. В отличие от ситуации, когда на рынке действует один-единственный оператор, сегодня, в условиях работы множества перевозчиков, загрузка вагона конкретного типа в конкретной точке сети, направляющегося по конкретному маршруту, далеко не гарантирована. Единый координирующий центр может помочь отчасти решить эту проблему", - считает один из опрошенных "Интерфаксом" экспертов.

Однако насчет формата "вагонной биржи" мнения расходятся.

Обмен информацией или сразу вагонами?

Возможность обмена или сдачи вагонов в аренду на начальном этапе не рассматривается, заявил представитель Минэкономразвития. При этом правительство в своей программе развития конкуренции на период 2009-2012 года (создание "биржи вагонов" - один из элементов этой программы) оговорило, что на основе информации из "биржи вагонов" операторы подвижного состава смогут заключать контракты (свопы) по обмену вагонами, что позволит выстроить более эффективную логистику перевозок.

Однако участники рынка отмечают, что прямой обмен подвижным составом вероятнее всего невозможен. "В этом случае будет невозможно определить ответственного за техническое состояние подвижного состава и соблюдение норм безопасности", - сказал "Интерфаксу" источник в отрасли. "Если у тебя договор аренды - то там все будет понятно. А вот если ты меняешь вагон в Калининграде на вагон в Пензе, а потом вагон из Пензы, доехавший до Воронежа, на вагон в Новосибирске - это конец всему парку", - добавил он.

Альтернативой прямому обмену подвижным составом будет, по мнению собеседника "Интерфакса", передача прав на оказание услуги перевозки оператору, который имеет нужный вагон в нужном месте.

Представитель крупного ж/д оператора также отмечает сложности в реализации идеи с обменом на бирже вагонами, разбросанными по необъятным просторам нашей родины: "Вагон - далеко не биржевой товар. На бирже должен торговаться товар, который соответствует общим стандартам, а у вагонов большая линейка по специализации. К тому же есть огромная разница между вагоном на дальневосточной дороге и на московской, потому что кто-то должен оплачивать порожний тариф".

В этой связи на первом этапе более целесообразен вариант заключения на бирже арендных соглашений, считает собеседник "Интерфакса".

Участие РЖД или государства

Участие РЖД в деятельности "вагонной биржи" вызывает у участников рынка некие опасения. "РЖД говорят, что у них есть торговая площадка, на базе которой все это можно будет организовать. Но РЖД если выступают за что-то, значит хочет возглавить это направление", - сказал представитель одного из перевозчиков.

"Целесообразно, чтобы операторы сами формировали механизмы обмена информацией, подвижным составом и грузами, без участия государства. Это сделает такие механизмы более гибкими, а отношения между участниками - более равноправными", - отметил другой источник в транспортной отрасли.

Однако Минэкономразвития заверяет, что участие государства ограничится только запуском системы, как только будет отстроен реально работающий механизм, любое вмешательство госорганов отпадет: "Мы в этот процесс вмешиваться не будем, пускай компании взаимодействуют между собой".

Все как у Чубайса

"Все хотят сделать как у Чубайса. По аналогии с Советом рынка железнодорожники создают саморегулируемую организацию; по аналогии с биржей, торгующей электроэнергией - биржу вагонов", - проводит аналогии с реформой электроэнергетики один из опрошенных экспертов

По его мнению, как в одном, так и в другом случае, очевидный эффект от внедрения биржевых технологий - определение benchmark, в случае с "биржей вагонов" - на железнодорожные услуги, так как прейскурант 1001, регулирующий тарифы на грузоперевозки, уже не является общим индикатором.

Такого же мнения придерживается другой разработчик концепции - Федеральная антимонопольная служба. ФАС по традиции обеспокоена возможным злоупотреблением ценами на товары и услуги и всегда лоббирует внедрение биржевых механизмов, обеспечивающих более-менее справедливую цену. В этом плане рынок ж/д перевозок, обладающий приличным количеством игроков, а следовательно, обеспечивающий достаточное предложение, для ФАС - идеальный плацдарм для успешной реализации биржевых механизмов, способствующих ценовому единообразию.

"Сейчас есть споры между РЖД и "Уралвагонзаводом" насчет стоимости вагонов, есть споры по цене транзита. Сначала был дефицит вагонов, теперь наоборот избыток - все это не способствует единообразию. А биржевые или квази-биржевые механизмы - это путь к единому стандарту и адекватной цене", - заявил "Интерфаксу" начальник управления контроля в промышленности ФАС Алексей Ульянов.

Интересы монополии - РЖД - и антимонопольного органа, таким образом, невольно сошлись в одной точке, причем ФАС может выступить даже более радикальным проводником идеи, чем основной разработчик - Минэкономразвития.

Новости