Ритейлер "Лента" купит "Утконос"
Объединенное онлайн-подразделение будет названо Lenta-U
Москва. 16 декабря. INTERFAX.RU - Ритейлер "Лента" сообщил, что купит онлайн-гипермаркет "Утконос" у своего акционера - "Севергрупп" Алексея Мордашова. Базовая цена сделки составляет 20 млрд рублей.
Сделка будет профинансирована за счет дополнительного выпуска акций МКПАО "Лента" и их размещения путем закрытой подписки в пользу "Севергрупп", в рамках которой "Севергрупп" приняла обязательство по оплате уставного капитала "Ленты" в размере 20 млрд рублей. Другие акционеры имеют преимущественное право приобретения дополнительных акций. Цена составит 1087 рублей за бумагу.
Сделку одобрил специальный комитет совета директоров "Ленты". Допэмиссия подлежит одобрению акционерами в ходе внеочередного собрания, которое состоится 11 февраля 2022 года. Дата закрытия реестра акционеров для участия в собрании - 19 января.
Другие акционеры имеют преимущественное право приобретения дополнительных акций. В случае, если они реализуют преимущественное право, или "Севергрупп" приобретет акции сверх принятых обязательств, "Лента" направит полученные средства на общекорпоративные цели.
Приобретение "Утконоса" позволит "Ленте" значительно увеличить долю на онлайн-рынке за счет интеграции дополнительной платформы по доставке продуктов, обладающей лояльной базой покупателей. Сделка также позволит компании более эффективно конкурировать на рынке e-grocery Москвы, особенно в ценовых сегментах "выше среднего" и "премиум", отмечается в сообщении.
В 2020 году доля "Утконоса" на московском рынке e-grocery составляла около 10%. За пределами Москвы и Московской области "Утконос" доставляет заказы в таких городах, как Калуга, Тверь и Тула. В 2018, 2019 и 2020 годах выручка "Утконоса" составила 8,5 млрд рублей, 8,6 млрд рублей и 14,3 млрд рублей соответственно. В первом полугодии 2021 года общие продажи "Утконоса" выросли на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 7,8 млрд рублей.
По условиям соглашения, "Лента" получит 100% в "Утконосе" до конца первой недели февраля 2022 года. Предполагается, что ритейлер осуществит платеж "Севергрупп" после получения средств от размещения акций допэмиссии. Базовая цена сделки (20 млрд рублей) может быть скорректирована с учетом остатков денежных средств, имеющихся у "Утконоса" на дату передачи доли (финансовой задолженности у компании не будет).
Приобретение "Утконоса" позволит "Ленте" значительно увеличить долю на онлайн-рынке за счет интеграции дополнительной платформы по доставке продуктов, обладающей лояльной базой покупателей. Сделка также позволит компании более эффективно конкурировать на рынке e-grocery Москвы, особенно в ценовых сегментах "выше среднего" и "премиум", отмечается в сообщении.
"Лента" провела due diligence приобретаемого актива с привлечением международной консалтинговой компании из "большой четверки", которая оценила бизнес-модель и результаты деятельности "Утконоса", а также перспективы его роста. Спецкомитет совета директоров также привлек Citigroup Global Markets Limited в качестве финансового консультанта для оценки сделки.
В ожидании объединения
"Севергрупп" принадлежит 100% долей в ООО "Новый Импульс-50", управляющем бизнесом "Утконоса". Компания была создана в 2000 году и долгое время оставалась единственным заметным игроком на рынке интернет-торговли продуктами питания. Однако с приходом на этот рынок крупных игроков - сервисов доставки, офлайн- и онлайн-ритейлеров ("Сбермаркет", X5 Retail Group, "Вкусвилл", Wildberries и др.) - и роста конкуренции "Утконос" утратил многолетнее лидерство (по итогам 2020 года лидером рынка стала Х5, в 2021 году ее обогнал "Сбермаркет").
Весной 2019 года "Севергрупп" стала мажоритарным акционером "Ленты" (77,99% акций или 78,73% голосов). Вскоре после приобретения "Ленты" Мордашов говорил, что видит синергию между "Лентой" и "Утконосом", но объединять их пока не планирует, хотя не исключает такой возможности в будущем.
В 2020 году "Лента" и "Утконос" объединили закупки и некоторые другие бизнес-функции в IT и маркетинге. Компании не стали партнерами по доставке, поскольку операционное решение "Утконоса" основано на доставке из фулфилмент-центров, не из офлайн-магазинов, объяснял гендиректор "Утконоса" Дэнни Перекальски.
В 2020 году доля "Утконоса" на московском рынке e-grocery составляла около 10%. За пределами Москвы и Московской области "Утконос" доставляет заказы в таких городах, как Калуга, Тверь и Тула. В 2020 году компания попыталась выйти на рынок Санкт-Петербурга, но проработала там менее года: с осени 2021 года "Утконос" передал свой фулфилмент-центр в регионе "Ленте", став ее 3PL-партнером.
В 2018, 2019 и 2020 годах выручка "Утконоса" составила 8,5 млрд рублей, 8,6 млрд рублей и 14,3 млрд рублей соответственно. В первом полугодии 2021 года общие продажи "Утконоса" выросли на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 7,8 млрд рублей.
По данным аналитической системы "СПАРК-Интерфакс", выручка ООО "Новый Импульс-50" по РСБУ в 2020 году выросла на 66,6%, до 14,6 млрд рублей, чистый убыток увеличился до 3,9 млрд рублей с 2,9 млрд рублей в 2019 году.
С 2020 года "Севергрупп" несколько раз увеличивала уставный капитал "Утконоса" (в последний раз в ноябре 20201 года - на 7,1 млрд рублей, до 18,1 млрд рублей). Одним из основных направлений инвестиций онлайн-ритейлера было развитие логистики.
Сейчас "Утконос" управляет двумя собственными дарксторами общей площадью 80 тысяч кв. м и двумя арендованными дарксторами общей площадью 21 тысяч кв. м, расположенными в Москве и Московской области. Компания использует собственную логистическую инфраструктуру, состоящую из 920 автомобилей, а также самостоятельно собирает заказы в дарксторах. В "Утконосе" работает более 5,2 тысяч человек.
Ассортимент онлайн-гипермаркета составляет 85 тысяч SKU, его аудитория по итогам девяти месяцев 2021 года - 330 тыс. клиентов.
"Лента" начала развивать направление доставки в 2019 году. В настоящее время у компании есть как собственные сервисы (click & collect и классическая доставка), так и сервисы доставки через партнеров (среди них - "Сбермаркет", igooods).
По итогам 2020 года онлайн-продажи "Ленты" выросли в 6,7 раза, до 6,3 млрд рублей. По итогам первого полугодия 2021 года этот показатель увеличился в 4,2 раза, до 7,9 млрд рублей (то есть "Лента" обогнала "Утконос").
После объединения
Объединенное онлайн-подразделение получит название Lenta-U.
После завершения сделки генеральный директор "Утконоса" Дэнни Перекальски займет должность гендиректора онлайн-подразделения Lenta-U. Он будет отвечать за формирование стратегии, расширение онлайн-бизнеса "Ленты" и достижения ключевых операционных и финансовых показателей. Перекальски будет подчиняться генеральному директору "Ленты" Владимиру Сорокину.
"Онлайн-бизнес - важный элемент стратегии "Ленты", и приобретение "Утконоса" соответствует стратегической цели компании по достижению 10% доли рынка e-grocery России к 2025 году", - сказал через пресс-службу старший независимый директор "Ленты" Стив Джонсон.
"Приобретение "Утконоса" позволит "Ленте" значительно усилить конкурентные позиции в онлайн-сегменте в Москве за счет интеграции платформы доставки с лояльной клиентской базой, сильными компетенциями, такими как сверхширокий уникальный ассортимент, высокий уровень доступности товаров и удовлетворенности клиентов. Совместно "Лента Онлайн" и "Утконос" обеспечат полный охват ключевых потребностей покупателей и рыночных сегментов в онлайне", - отметил гендиректор "Ленты" Сорокин.
По его словам, вместе с "Утконосом" "Лента" сможет предоставлять полный спектр онлайн-услуг по доставке товаров: от экспресс-доставки из круглосуточных магазинов и магазинов "у дома" "Мини Лента" до заранее запланированной доставки из дарксторов "Утконоса".
"Лента" - крупнейшая в России сеть гипермаркетов и четвертый по выручке ритейлер. На конец сентября под управлением компании было 674 магазина - 255 гипермаркетов и 419 супермаркетов и магазинов "у дома". Выручка "Ленты" в январе-сентябре выросла на 4,7%, до 336,33 млрд рублей. Онлайн-продажи увеличились в 3,9 раза, до 12,307 млрд рублей.
Поскольку закрытие сделки запланировано на следующий год, прогноз "Ленты" на 2021 год остается неизменным (рентабельность EBITDA выше 8%, капзатраты до 5% от выручки, открытие 125 новых магазинов без учета M&A и рост площадей на 225 тыс. кв. м с учетом приобретений). Компания представит прогноз на 2022 год вместе с объявлением результатов IV квартала и 2021 года в феврале 2022 года.
В мае "Лента" объявила, что покупает сеть супермаркетов Billa за 215 млн евро. Сделка была закрыта в августе 2021 года. Тем же летом "Лента" приобрела пермскую сеть "Семья" за 2,45 млрд рублей.