Важно
Путин заявил, что после ударов западными дальнобойными ракетами конфликт приобрел элементы глобального характера

Бесшовный экспорт: российские IT-компании предлагают упразднить валютный контроль

Москва. 13 декабря. INTERFAX.RU - Уходящий год оказался продуктивным для российских ИТ-экспортеров. Как сообщал в конце ноября глава Минцифры РФ Максут Шадаев со ссылкой на данные Росстата, за девять месяцев этого года общий объем так называемой "отгрузки" российскими IT-компаниями собственных решений, работ и услуг вырос на 38% по сравнению с 2020 годом и превысил 1,1 трлн рублей, а темпы роста объема продажи увеличились в два раза. По данным Центрального банка РФ, экспорт софта и услуг по его разработке за первое полугодие вырос на 18,5% год к году и составил 2,9 млрд долларов США, причем произошло это несмотря на пандемию и новые санкции, подчеркнул министр.

Однако помимо глобальных катаклизмов и внешнеполитических кризисов российский ИТ-экспорт по-прежнему тормозят излишне жесткие нормы валютного контроля, указывают игроки рынка. Первоначально валютный контроль был введен для сырьевых компаний, чтобы предотвратить угрозу вывода капитала за поставленное сырье. Но под норму попали и IT-экспортеры, и это стало для них самым серьезным барьером во внешней торговле, заявил "Интерфаксу" президент "Руссофта" (сообщество, объединяющее более 250 компаний-разработчиков ПО России) Валентин Макаров.

Впрочем, некоторых послаблений цифровые компании, работающие на внешний рынок, уже дождались. Так, с 1 июля для них, как и для других несырьевых экспортеров были отменены требования о репатриации валютной выручки (возврате выручки, полученной в рамках внешнеэкономической сделки). Кроме того, как сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе Минэкономразвития, уже принято распоряжение правительства РФ, позволяющее российским экспортерам IT-услуг не зачислять на свои банковские счета валютную выручку, если она будет использоваться для обязательств перед иностранными контрагентами.

Мероприятия по оптимизации процесса валютного регулирования и валютного контроля для экспортеров программного обеспечения (ПО) также вошли в "дорожную карту" поддержки IT-отрасли. Правда, пока речь идет лишь о подготовке соответствующего доклада в правительство к апрелю 2022 года.

Мимо цели

Отмена требования о репатриации валютной выручки не сильно облегчила жизнь российских IT-компаний, у которых до 80% расходов уходит на зарплаты сотрудников – и которым средства для этого нужны "как воздух", говорит Макаров.

"Отказ от требования репатриации валютной выручки опять-таки направлен на тех, кому нужны средства за границей, а не на IT-компании, которым деньги нужны не за границей, а в России - для оплаты труда сотрудников", - уточнил он.

Еще одной проблемой эксперт называет сохранение административной ответственности за просроченные получение или возврат валютной выручки. По словам Макарова, это приводит к тому, что в случае задержки платежей разработчики не могут требовать через суд со своих клиентов оплату за выполненные контракты, потому что судебное разбирательство длится минимум полгода, а это значит, что компания получит административное наказание. Из-за этого приходится заключать дополнительное соглашение и продлевать срок контракта. Клиенты об этом знают и пытаются максимально пролонгировать оплату. В результате IT-компания де-факто кредитует клиента и сама вынуждена брать кредит.

В компании "Цифра" также пока не заметили существенного смягчения валютного регулирования, сообщил "Интерфаксу" генеральный директор Игорь Богачев. Группа компаний занимается экспортом IT-решений для повышения эффективности горнодобывающей, нефтегазовой и машиностроительной отраслей почти пять лет. Если не считать стран ближнего зарубежья, основные международные заказчики разработчика находятся в Индии, Марокко, Турции и Латинской Америке. "Например, сейчас излишние требования к проверке документации по валютным контрактам требуют выделения большого административного ресурса, что делает процесс более сложным и затратным", - подчеркнул Богачев.

Динамика положительная

Другой IT-экспортер - компания iPavlov – наоборот, отмечает положительный эффект после отмены репатриаций. С 2019 года iPavlov продает за рубеж компоненты и продукты, связанные с умным городом и умной клиникой, а также инновационный софт по анализу медицинских изображений и медкарт. Компания ориентирована преимущественно на арабский мир - Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ и ряд других стран Персидского залива, - но в этом году вышла на европейский и американский рынки. "Поскольку бухгалтерия еще не закрыла год, неизвестно, что выставит налоговая. Но в целом у нас динамика положительная", - сказал "Интерфаксу" генеральный директор iPavlov Лоран Акопян.

Также глава компании отмечает положительный тренд: желание властей отказаться от тотального контроля за внешнеэкономической деятельностью. Это существенно облегчает положение экспортеров по сравнению с ситуацией пятилетней давности, когда они ощущали наибольшее давление. "Когда мы получали деньги из-за рубежа, мы сразу попадали в поле зрения финмониторинга. Это было очень актуально с 2014-2015 года, это был очень серьезный барьер. Несмотря на то, что ты всё делаешь легально, была боязнь. Сейчас власти хотят сомнительные операции, которые обычно связываются с нелегальной деятельностью, отделить от белых и пушистых компаний, как мы", - резюмировал Акопян.

Взять и отменить

Несмотря на постепенное ослабление мер, представители отрасли по-прежнему выступают за радикальное решение – полное упразднение валютного контроля для разработчиков ПО. Эту инициативу долгие годы продвигал "Руссофт", но Банк России и Минфин ее отвергали. Как объясняет Макаров, ЦБ и другие регуляторы в режиме онлайн могут проводить мониторинг информации о всех транзакциях с за границей, и этого достаточно, чтобы выявить и пресечь злоупотребления.

"Кажется, что от отмены валютного контроля ЦБ сдерживает только риск закрытия соответствующего департамента в ЦБ и отмена платежей компаний в банки за осуществление валютного контроля. Но это несоизмеримо с потерями индустрии разработки ПО и с потерями бюджетов всех уровней от действия валютного контроля", - сказал Макаров.

Эксперт предлагает ввести упразднение валютного контроля в формате экспериментального правового режима. "В течение года станет очевидно, что это приведет росту скорости поступления средств и в компании, и в бюджеты всех уровней", - уточнил он.

Прорубить цифровое окно

В свою очередь Акопян выступает за перевод всех юридических процедур в электронный формат для компаний, которые занимаются анализом данных и искусственным интеллектом. Сейчас, чтобы выйти на внешние рынки, IT-компаниям нужно открыть счет, пройти валютный контроль и еще ряд процедур, где требуется человеческое взаимодействие.

"Когда регуляторные правила становится прозрачными, предприниматель думает: "я лучше нажму кнопочку и заплачу за это процент государству или банку, нежели я пойду общаться с незнакомыми людьми, с посредниками в незнакомых странах". Поэтому если наше государство научится взаимодействовать с компаниями как бизнес с бизнесом, и все это будет на цифровой платформе, будет вообще замечательно", - считает глава iPavlov.

Эксперт видит такую цифровую платформу как единый госбанк, где экспортеру нужно будет только открыть счет, а бюрократические процедуры будут минимизированы. В этой связи Акопян обращает особое внимание на систему "Одно окно" в области экспорта, которая законодательно была введена в России 1 января 2021 года, но пока необязательна для резидентов. Система собирает информацию, в каких банках у экспортеров открыты расчетные счета, и работает во взаимосвязи с вопросами валютного законодательства и валютного контроля. К этой системе постепенно будут подключаться таможенные органы и другие исполнительные органы. "Это "единое окно" существенно облегчит нам жизнь. Главное – чтобы это было переведено в цифру", - подытожил глава iPavlov.