Прерванный акт толерантности
Участники сорванного гей-парада в Москве жалуются, что милиция была с ними жестока, и намерены искать защиты в суде. Городские власти считают, что милиция действовала в рамках закона
Москва. 18 мая. INTERFAX.RU - Представители московских секс-меньшинств, решившиеся в день финала "Евровидения" провести публичные выступления, в начале новой рабочей недели потирают ушибленные места и собираются подать в суд за грубое с ними обращение. Международные правозащитные организации солидарны с призывами московских геев. Однако столичная милиция считает, что действовала в рамках закона, пресекая несанкционированные акции.
Еще на прошлой неделе было понятно, что суббота – день финала "Евровидения" – в Москве будет не очень спокойной. Столичные власти, как обычно, не дали разрешения на гей-парад. В мэрии заявили, что "Евровидение" и выступления гомосексуалистов – вещи несовместимые. "Я бы не смешивал несовместимые вещи – телеконкурс "Евровидение" и попытки проведения гей-парада", – заявил заместитель мэра в правительстве Москвы Валерий Виноградов, возглавлявший рабочую группу по подготовке к конкурсу. Милиция, как обычно, обещала пресекать "любые попытки несанкционированных выступлений". Но и гей-актив был настроен столь решительно и не желал отказываться от намеченного шествия. Не пугала их даже опасность быть битыми. "В сложившихся условиях мы предупреждаем наших сторонников… о возможном риске подвергнуться физическому насилию и быть задержанными", – предупреждал соратников один из организаторов парада Николай Баев. Правда, в последний момент они сменили место его проведения. Изначально было задумано, что шествие под флагами цвета радуги пройдет в Новопушкинском сквере. Весь периметр сквера оцепили сотрудники милиции, были выставлены металлические рамки, на прилегающих территориях дежурили сотрудники ОМОН, а вдоль по улицам стояли машины с военнослужащими внутренних войск МВД. Однако центральная часть гей-актива сменила дислокацию и в последний момент собралась на Воробьевых горах. ОМОН настиг их и там.
В результате секс-меньшинства считают свой парад сорванным. В управлении информации и общественных связей ГУВД Москвы заявили о 40 задержанных. По словам источника в управлении, они "были задержаны в разных частях города, в том числе и за проведение несанкционированных акций". Сколько из них считаю себя гетросексуальными, а сколько нет, источник не уточнил. Но, как заявили позже сами члены гей-актива, на Воробьевых были задержаны организатор парада Николай Алексеев, его ближайший соратник Николай Баев, Ирина Фет, подававшая ранее заявление на лесбийскую свадьбу, и еще 21 человек. Еще восемь человек – трое геев и пятеро их противников из числа православных хоругвеносцев – были задержаны в Новопушкинском сквере.
Как рассказал Николай Алексеев, всем задержанным участникам марша было предъявлено обвинение по административным статьям за организацию несанкционированной акции. "В ОВД "Раменки" всех задержанных продержали практически сутки, до 12 часов дня воскресенья. Всем задержанным предъявлена статья 20.2 Кодекса об административных правонарушениях (организация несанкционированного митинга, шествия или пикета)", – рассказал он. Самому Алексееву предъявляли обвинение также по ст. 19.3 (неповиновение сотрудникам милиции), однако позднее этот протокол был аннулирован.
По его словам, задержанных гей-активистов из Белоруссии выпустили в субботу вечером, иностранцев из Канады и США – через несколько часов после задержания, а остальных держали в отделении почти сутки. Действия милиции он называет "очень жестокими". "Одну из наших активисток, Ирину Фет, которая подавала заявку на регистрацию однополой семьи в один из столичных загсов, омоновцы случайно уронили. У нее подозрение на сотрясение головного мозга", – отметил Алексеев. Однако городские власти считают, что милиция действовала правомерно. "Московская милиция действовала оперативно, в рамках закона ", – заявил в субботу первый заместитель руководителя пресс-службы мэра и правительства Москвы Леонид Крутаков. Он, однако, не пояснил, кто и за что именно был задержан. В свою очередь активисты гей-движения планируют в ближайшие дни подать иски в суд и обжаловать запреты на проведение гей-парада в Москве и на регистрацию однополого брака в одном из столичных загсов.
Московские правозащитники тоже считают, что против гей-парада была применена непропорциональная сила. Так, ветеран российского правозащитного сообщества, лидер движения "За права человека" Лев Пономарев предлагает проверить действия правоохранительных органов "на предмет пропорциональности применения силы". Его данные подтверждают, что среди участников марша были пострадавшие. Из отношения властей к сексуальным меньшинствам он делает вывод о проблемах с толерантностью в России. "В светском государстве и светском обществе отсутствие толерантности, в том числе к людям нетрадиционной сексуальной ориентации, – это очень большая проблема", считает он.
Такой же вывод делают защитники секс-меньшинств в Европе. На следующий день после сорванного гей-парада в Москве ЕС выступил с заявлением, в котором осудил дискриминацию сексуальных меньшинств и назвал ее грубейшим нарушением человеческого достоинства и базовых принципов, на которых он основан. Не связывая напрямую свое заявление с инцидентами в российской столице, ЕС заявил, что "глубоко озабочен нарушениями прав и фундаментальных свобод "подобного рода, "где бы они ни происходили", в том числе произвольными арестами и задержаниями, лишением права на мирные собрания.
Хотя не везде в России секс-меньшинства, выходя организованно на улицу, получают только тумаки и зуботычины. К примеру, в Петербурге геи провели в воскресенье шествие, которое обошлось без задержаний и травм. Около сотни человек отметили Международный день борьбы с гомофобией, пройдя с шариками по Невскому проспекту. "Эта акция называется "Радужный флэш-моб". Мы прошли с шариками по Невскому, раздавая листовки, пропагандирующие толерантное отношение к людям нетрадиционной сексуальной ориентации", – рассказал "Интерфаксу" директор петербургской ЛГБТ-организации Валерий Созаев. Дойдя до Стрелки Васильевского острова, участники акции выпустили шарики в небо. "Мы шли по тротуарам, некоторые были одеты в футболки движения, был радужный флаг. Милиция отнеслась к нам лояльно: в начале шествия подошли сотрудники, но поняв, что "прицепиться" не к чему, не стали мешать нам", – пояснил Созаев. В ГУВД Петербурга и Ленинградской области "Интерфаксу" подтвердили, что задержанных в ходе акции не было. "Сотрудники управления задержаний не проводили, поскольку не было зафиксировано никаких правонарушений", – сказал собеседник агентства в органах.