Мода по-русски: нерешительная вторичность
Завершившаяся Russian Fashion Week показала, что отечественные дизайнеры избегают новаторства и предпочитают калькировать западных мастеров
Москва. 8 апреля. INTERFAX.RU - В Москве завершилась неделя моды Russian Fashion Week сезона осень-зима 2008/09, в которой приняли участие более 50 дизайнеров из России, Белоруссии, Великобритании, Греции, Грузии, Украины и Франции. Но особенно много иностранных гостей на этот раз прибыло из Испании - один из дней на RFW был практически целиком посвящен испанской моде.
Russian Fashion Week снова поменяла место дислокации - на этот раз показы проходили в Конгресс-центре World Trade Center на Краснопресненской набережной. Напомним, что два года назад RFW обосновалась прямо у кремлевских стен, на склоне Васильевского спуска, в специально отстроенных шатрах. Затем на пару сезонов неделя переехала на территорию Центрального Дома Художника, а вот теперь новая прописка.
Как показали прошедшие в Москве показы, российские дизайнеры не собираются изменять тактике, которой они следуют на протяжении последних нескольких лет. То есть, ничего новаторского в большинстве своем они не предлагают - только четкое следование тем тенденциям, которые задают в Милане и Париже. Многие и вовсе идут с отставанием в сезон-два: судя по всему, намеренно, с учетом особенностей российского модного рынка, который всегда перерабатывал тенденции с некоторым опозданием. Показывать слишком трендовые, актуальные вещи по-прежнему никто не решается: есть риск, что они так и не найдут своего покупателя.
По этой причине многие коллекции представляют собой копии или - в лучшем случае - стилизации коллекций известных западных производителей. Так, на подиумах RFW встречались явные и неявные "слепки" с последних и даже прошлогодних моделей Prada, Marc Jacobs или даже Dolce&Gabbana. Бросалось в глаза и то, что многие наши дизайнеры не решаются вводить в коллекции яркие цвета - видимо, также идя на поводу у российского покупателя, который из всей цветовой палитры, как известно, предпочитает серый, черный и бежевый.
Еще одна тенденция, на сей раз позитивная: все больше отечественных дизайнеров стараются использовать качественные ткани. Этот факт, конечно, внушает оптимизм, если только улучшение качества не повлечет за собой рост цен. Как известно, вещи от иных российских дизайнеров и без того стоят не меньше, чем одежда многих известных западных марок. А это отнюдь не способствует увеличению продаж: как показывает статистика, из двух вещей с одинаковыми ценами покупатель всегда предпочтет ту, что была произведена на Западе. Тем более, что, несмотря на довольно активную пропаганду последних лет, имена большинства российских модельеров широкому кругу по-прежнему неизвестны. И их самыми преданными клиентами остаются активные читатели молодежных и модных журналов или люди из ближайшего окружения.
По публике, занимающей на показах первые ряды, можно делать вывод, кто является потенциальными покупателями данного дизайнера. Так, на дефиле экс-модели Маши Кравцовой (она же - ведущая MTV Марика) наблюдалось столпотворение завсегдатаев модных московских клубов. Собственно, и сам показ проходил в атмосфере клубной вечеринки: на сцене играла что-то бодренькое специально приглашенная группа, перед дверями в зал толпились желающие проникнуть внутрь (практически как перед входом в закрытый ночной клуб со строгим фейс-контролем), а многочисленные светские персонажи долго позировали фотографам перед началом дефиле, оттягивая его начало.
На показе Олега Овсиева (марка Viva Vox) наблюдалось рекордное количество представителей модной индустрии и прессы: от Вячеслава Зайцева и Татьяны Михалковой до главного редактора русского журнала Vogue Алены Долецкой. Овсиев на сегодняшний день считается одним из самых актуальных российских дизайнеров.
У известного российского кутюрье Виктории Андреяновой, которая отмечает в этом сезоне двадцатилетие собственного Дома, как обычно, присутствовали постоянные клиенты, самая давняя среди которых - родная сестра модельера, актриса и телеведущая Екатерина Стриженова. Возле Стриженовой сидели ее коллеги по телеэкрану - Елена Малышева и Андрей Малахов.
Что касается испанского дня, он лишний раз продемонстрировал, что среда обитания всегда накладывает отпечаток на моду. Конечно, в коллекциях испанских дизайнеров было много черного - какой же испанец не любит драму! Но в них же присутствовали яркие цветочные принты, позитивные кораллово-красный и бирюзовый, а также разнообразные кондитерские оттенки: фисташковый, ореховый, кремовый и карамельно-золотистый.
Самым ярким событием "Испанского дня" стало объединенное дефиле девяти марок - производителей обуви и аксессуаров. Вместо моделей изделия испанских мастеров демонстрировали актрисы, певицы, телеведущие и спортсменки: Оксана Федорова, Виктория Дайнеко, Екатерина Двигубская, Юлия Ковальчук, Надя Ручка, Любовь Толкалина, Ирина Чащина и другие.