Олимпийские грозы
Олимпийский марафон, призванный быть знаком мира и единения, все больше напоминает боевую спецоперацию, чем праздник
Москва. 8 апреля. INTERFAX.RU - Провожаемый гневными криками французов, олимпийский огонь из буйной Европы отправляется за океан. Однако в ближайшее время официальному Пекину вряд ли удастся перевести дух. Девятого апреля факел масштабными акциями протеста намерен встречать Сан-Франциско, далее по маршруту лежит Буэнос-Айрес и города юго-восточной Азии, населению которых особенно близки события в Тибете. Одновременно в мире разгорается дискуссия о том, стоит ли лидерам демократических стран принимать участие в церемонии открытия и закрытия Олимпиады в Пекине. Историки в свою очередь напоминают, что бойкоты и замешанные на политике скандалы для олимпийского движения - дело привычное, и советуют политикам не портить людям праздник.
Олимпийская спецоперация
Спокойное шествие олимпийскому факелу пока удалось обеспечить только властям Санкт-Петербурга и Алма-Аты. Россияне (да и казахи) редко проявляют гражданскую активность, и уж тем более не станут выходить на митинги из-за событий в далеком Тибете или Дарфуре. В остальных точках олимпийского этапа его участникам и бригадам полицейских пришлось изрядно поволноваться за сохранность огня. В Греции были проблемы на церемонии зажжения, в Стамбуле факел попытались погасить двое выскочивших из толпы злоумышленников, в Лондоне акции протеста собрали несколько тысяч человек, а сама эстафета больше напоминала боевую спецоперацию, чем праздник мира и спорта.
Посол Китая в Великобритании не смогла пронести огонь по своему участку маршрута через Чайнатаун до Британского музея, так как полиция гарантировала ее безопасность. Досталось также премьер-министру страны Гордону Брауну, решившему лично поприветствовать Олимпийский огонь у дверей своей резиденции на Даунинг-стрит и отказавшемуся бойкотировать Игры. Его появление было встречено гневным улюлюканьем толпы и недвусмысленными лозунгами. Итог акции - по меньшей мере 36 задержанных за беспорядки и попытки погасить пламя из огнетушителя.
Однако наибольшего размаха протесты сторонников бойкота Олимпиады достигли во Франции, президент которой Николя Саркози публично связал свое присутствие в Пекине с изменением политики Китая в отношении Тибета и Судана. Ожидая повторения лондонского сценария, власти Парижа сильно сократили предполагаемый маршрут эстафеты, а также привлекли к охране факела мощные силы, включая вертолет, пожарных, конную милицию, 65 полицейских на мотоциклах, 200 полицейских на роликовых коньках и около 200 полицейских, обученных подавлять массовые беспорядки. Тем не менее, обуздать толпу не удалось. Эстафета трижды прерывалась, и олимпийский огонь значительную часть маршрута проехал в автобусе, причем освещавшие событие репортеры так и не смогли договориться между собой, поддерживалось ли в это время пламя или было потушено.
Тяжелые предчувствия
Как бы там ни было, организаторы эстафеты с ужасом ждут продолжения скандального путешествия. Девятого апреля Олимпийский огонь будут встречать в Сан-Франциско, и хотя американский президент Джордж Буш не поддержал идею бойкота Олимпийский игр из-за мартовских событий в Тибете, антикитайские настроения в американском обществе очень сильны. В прошлом году в палату представителей конгресса США были внесены сразу две резолюции, осуждающие китайские власти за нарушение прав человека в КНР и поддержку режимов в Судане и Северной Корее. И в обеих содержался призыв к президенту США "предпринять немедленные действия по бойкоту летних Олимпийских игр 2008 г. в Пекине". Американские конгрессмены требуют, чтобы Китай немедленно прекратил экономическую помощь и поставку вооружений правительству Судана, занимающегося, по мнению демократического сообщества, откровенным геноцидом коренного населения Дарфура.
Предполагается, что в Сан-Франциско, также как в Лондоне и Париже, демонстранты выйдут на улицы с фотографиями Далай Ламы, лозунгами "Руки прочь от Дарфура!" и надписями типа "Сначала - права человека, потом - Олимпиада!" Не исключено, что в протестных мероприятиях примут участие актер Ричард Гир и режиссер Стивен Спилберг, также призывающие к бойкоту летней Олимпиады.
Официальный Пекин в свою очередь пока делает вид, что ничего страшного не происходит. Представитель китайских властей в интервью АР назвал демонстрации в Лондоне и Париже "работой нескольких тибетских сепаратистов, пытающихся сорвать важное международное мероприятие". А на официальном новостном сайте Игр появилось сообщение Оргкомитета, в котором говорится, что акции протеста являются провокациями против Олимпийского духа и обречены на провал. Вместе с тем дискуссия о возможном бойкоте пекинской Олимпиады остается открытой. Большинство лидеров западных стран заявили, что примут окончательное решение ближе к августу, когда прояснится, готов ли Китай идти на компромисс с международным сообществом по проблемам Тибета и Дарфура. Россия в этих дебатах не участвует. Представители российского Олимпийского комитета (ОКР) уже заявили, что звучащие на Западе призывы бойкотировать Олимпийские игры в Пекине являются "неуважением к человечеству".
Историки олимпийского движения в свою очередь советуют не делать из мухи слона. Они напоминают, что политические скандалы сопровождали почти все Олимпийские игры прошлого века, вплоть до барселонской Олимпиады 1992 г., совпавшей как с окончанием холодной войны, так и с прекращением политики апартеида в ЮАР. В 1908 г. Игры в Лондоне бойкотировали добивавшиеся независимости ирландцы, в 1936 г. в нацистский Берлин не приехали спортсмены еврейского происхождения, в 56-ом Мельбурн не досчитался команд из Египта, Ирана и Ливии, в 64-ом в Токио не приехали Индонезия и Северная Корея, в 80-м олимпийской Москве объявили бойкот правительства 62 (!) стран, в 84-ом - СССР организовал аналогичную акцию среди стран-участниц Варшавского договора, и они не поехали в Лос-Анджелес. Эксперты международного общества историков олимпийского движения указывают, что благодаря своему уникальному статусу Олимпийские игры часто становятся мишенью для политиков, заинтересованных в решение проблем далеких от спорта, и с этим ничего не поделаешь. "Те же самые проблемы, с которыми сейчас сталкивается Пекин, в перспективе ждут Лондон, а далее Москву", - предсказывают они.