Родионов покидает Третьяковку
В Третьяковской галерее меняется руководство – генеральный директор музея Валентин Родионов намерен в скором времени передать свой пост одному из своих заместителей
Москва. 14 мая. INTERFAX.RU – Судя по всему, в скором времени мы станем свидетелями смены руководства Третьяковской галереи. Об этом корреспонденту "Интерфакса" сообщил сам генеральный директор музея Валентин Родионов, который рассказал, что в ближайшее время он намерен покинуть свой пост, передав его Ирине Лебедевой, которая сейчас является одной из его заместителей. "Действительно, об этом я объявил вчера на нашем директорате", - отметил Родионов в разговоре с корреспондентом агентства. При этом он пока не счел возможным назвать точные сроки своего ухода, а также пояснить причины этого решения.
Однако, как сообщает "Независимая газета", смена руководителя галереи вызвана возрастными показателями Родионова, которому в этом году исполняется уже 72 года. При этом издание напоминает, что в течение последних нескольких месяцев имя Родионова не раз оказывалось связано со скандальными историями. Так, наверняка многие помнят так называемый "порнографический скандал", когда была задержана уже подготовленная к отправке в Париж экспозиция "Соц-Арт. Политическое искусство в России", из которой руководство Третьяковки изъяло 17 работ. "Если эта выставка там появится, то это будет тот самый позор России, за который нам придется уже отвечать по полной", - сказал тогда Александр Соколов, который занимал в то время пост министра культуры. По его словам, в Париж "вывозится та самая порнография, те самые целующиеся милиционеры, эротические картинки". Позднее Родионов подал в суд два иска о защите чести, достоинства и деловой репутации против Соколова, потребовав от него возмещения морального ущерба в символическом размере в один рубль - или же публичных извинений.
Кроме того, стоит вспомнить и об инициированном Родиновым громком увольнении руководителя отдела новейших течений Третьяковской галереи Андрея Ерофеева, которое произошло летом прошлого года. Тогда директор Третьяковки заявил, что Ерофеев был уволен по 81-й статье Трудового кодекса РФ и его увольнение "совершенно справедливое". "У него пять выговоров за пять лет работы, это уникально. Не все работы коллекции отдела поставлены на учет, многие до сих пор не вернулись с выставок. Такая ситуация для нас - ЧП", - сказал директор музея.
В свою очередь, Ерофеев тогда отметил, что считает ошибкой свое увольнение из музея и расценивает его как конфликт классического и современного искусства. "Я написал на приказе об увольнении, что это ошибка со стороны дирекции. Я расцениваю это как консервативную реакцию, которая наступила после некой попытки модернизации Третьяковки не только в смысле ее поворота к современному искусству, приобщению к актуальной культуре, но и вообще перехода к новым стандартам работы", - сказал тогда Ерофеев "Интерфаксу". По его словам, до появления в музее отдела новейших течений Третьяковка "в принципе была ориентирована на совершенно архаичные формы и методы работы и концепции музея".
"Это была картинная галерея, где не знают, что такое инсталляции, видео, фотографии, то есть просто не знают новых жанров искусства, новых форм общения с публикой, с партнерами и спонсорами. Все эти элементы мы за семь лет постарались инсталлировать в галерее. И во многом нам это удалось", - сказал Ерофеев. Идея отдела новейших течений, отметил он, заключалась в том, чтобы "перевести Третьяковку с рельсов официозного советского учреждения, которое есть не музей художников, а музей, работающий на заказ чиновничества, на рельсы публичного музея современного искусства, где обсуждается, дебатируется, показывается современная российская культура".
При этом Ерофеев отметил, что история с его увольнением - это не личностный конфликт между ним и директором музея, а "объективный конфликт разных типов и стандартов музея, потому что музей современного искусства и музей классический трудно совместимы". По его мнению, во время "порнографического скандала", "когда в адрес современного искусства слетели проклятия из уст министра Соколова, разверзлись небеса и прогремел гром, что это позор для России, директор Третьяковки как послушный чиновник все это начал повторять, извиняясь, что он не понял, не разобрался". "Наш директор не искусствовед и не менеджер культуры, он вполне уважаемый управленец, но далекий от проблематики музея и современного искусства, поэтому он оказался в сложной роли. Поэтому ему проще было выступить в роли обличителя этого материала, которого он не понимает, чем истолковать его", - сказал Ерофеев.
"Мое увольнение и расформирование отдела не решает проблемы, а наоборот, усугубляет ее, губит проделанную нами работу по сбору коллекции, наносит существенный ущерб культурной и музейной деятельности Москвы и, в частности, Третьяковской галереи, и с этим я буду бороться всеми доступными мне способами", - заключил тогда Ерофеев.
Напомним, что что в связи с организацией и проведением в марте 2007 г. в Общественном центре имени Сахарова выставки "Запретное искусство-2006", куратором которой являлся Ефремов, было возбуждено уголовное дело по статье 282 УК РФ - "возбуждение ненависти либо вражды". В ходе расследования предъявлено обвинение директору центра Юрию Самодурову и куратору выставки, заведующему отделом новейших течений Третьяковской галереи Ерофееву. По информации следователей, экспонаты выставки "Запретное искусство-2006" представляли собой, в частности, изображения Микки Мауса и Ленина, порнографические картинки, матерные выражения на фоне распятия и других христианских символов, увидеть которые можно через дырки в простыне.
На выставке, как сообщали тогда в музее, представлены произведения, не разрешенные к показу в московских галереях и музеях художественными советами или директорами в 2006 году. С критикой экспозиции тогда выступили Русская православная церковь, православные общественные организации и Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений.