Сколько выдержит банковская система?

Российские банки переживут падение нефти до $25 за баррель, если не будут увеличивать объем внешних долгов. К такому выводу пришел первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев, проведя стресс-тест для банковской системы РФ в своей статье. Но если внешние долги банков сильно вырастут при дешевой нефти - вся система может рухнуть

Москва. 7 мая. IFX.RU - Как будут чувствовать себя российские банки, если нефть будет стоить $25 за баррель? Гипотетический стресс-тест для финансовой системы провел первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев с помощью своей аспирантки Е.Даниловой на страницах майского номера журнала "Деньги и кредит".

Представьте: кризис разрастается. Мировая рецессия приводит к тому, что нефть дешевеет вдвое с текущих уровней. Отечественное черное золото марки Urals падает в 2009 году до уровня $25 за бочку. Чем это грозит?

А.Улюкаев отмечает, что подобное развитие событий приведет к тому, что убытки банков резко вырастут и срочно потребуется ликвидность. Также возрастут процентные, кредитные и валютные риски. Банки выстроятся в очередь к ЦБ за деньгами на рефинансирование своих долгов. В результате суммарные убытки банковского сектора достигнут порядка 766 млрд руб.

Если нефть подешевеет до $25, самым страшным окажется кредитный риск - заемщики будут массово отказываться платить по долгам. Потери банков по дефолтам могут достигнуть 1 трлн 280 млрд рублей.

Процентный риск не так опасен - у кредитных организаций сейчас много денег на расчетных и текущих счетах, которые чувствительны к изменению процентной ставки.

По мнению А.Улюкаева, банки застраховали себя и от риска девальвации рубля, заметно нарастив открытую валютную позицию на 1 февраля 2009 г. То есть банки массово отоварились иностранной валютой, и теперь могут не беспокоиться за свои сбережения.

При этом в полтора раза вырастут долги банков перед ЦБ по необеспеченным кредитам - с 1,5 трлн рублей на начало апреля до не менее чем 2,5 трлн рублей. При этом кредитовать без залога ЦБ сможет не всех - возможности ограничены размером собственных средств банков и рейтингом. Таким образом, банки окажутся в неравных условиях.

Как отмечает А.Улюкаев, ограничение по рейтингу делает кредиты доступными только для 200 крупнейших банков, на долю которых приходится почти 90% собственного капитала коммерческих банков (3,48 трлн рублей). Данная величина уже превышает 2,5 трлн руб., однако необходимо учитывать, что даже в условиях обеспечения потребностей в ликвидности банковского сектора в целом отдельные кредитные организации могут не получить необходимые ресурсы, что может вызвать волну неплатежей и банкротств, подчеркивает первый зампред ЦБ.

При этом А.Улюкаев уверен: объем внешних долгов банков на данный момент не критичен, является приемлемым и не угрожает устойчивости банковской системы страны. Тем более, что, вняв увещеваниям ЦБ, банки снизили объем долгов с $197,9 млрд (20,4% пассивов банков) на 1 октября 2008 года до $166,1 млрд на 1 января 2009 года (17,4%).

Так что пока с внешними долгами все более-менее в порядке. А вот если их доля в пассивах банков вырастет до 30%, это означало бы угрозу всей финсистеме страны в ситуации усиления кризиса и дальнейшего падения нефтяных котировок до $25. В таком случае убытки банков при реализации кризисного сценария увеличиваются почти в 3 раза по сравнению с вероятными убытками при текущем уровне внешней задолженности кредитных организаций (главным образом, за счет роста кредитного риска).

Если внешние долги останутся на фактическом уровне (до 20% пассивов), то при обрушении нефти доля просроченной задолженности к концу года вырастет на 8,2%, а если внешний долг будет выше 30% - просрочка вырастет на 11% (при том, что многие эксперты говорят о том, что уже 10% означает коллапс). При этом в первом случае деньги подорожают на 10%, а во втором - на 13%.

Официально власти ждут $41 за баррель нефти. Если прогноз оправдается, то ситуация к кону года будет выглядеть следующим образом: при внешнем долге на нынешнем уровне просрочка подрастет на 3,7%, деньги подорожают на 6%. Если долги вырастут до 30%, то просрочка вырастет на 6,4%, ставки вырастут на 8,5%.

Напомним, по состоянию на 1 апреля уровень просроченной задолженности в общем объеме кредитов составлял 3,1%.

Если доля внешнего долга в пассивах будет от 20 до 30%, то убытки банковского сектора и потребности в ликвидности будут находиться между двумя сценариями. Пока внешние долги ниже 20% - банки могут не сильно тревожиться. Между 20 и 30% - придется поднапрячься. Больше 30% при дешевой нефти - пиши пропало.

То есть пока ситуация такова: банки с трудом, но переживут столь низкую цену на черное золото. Правда, необходимо также учитывать, что проведенное стресс-тестирование не учитывает неравномерности в банковском секторе: ряд банков окажется в гораздо худшем положении, чем банковский сектор в целом, и это может вызвать волну неплатежей, набеги вкладчиков даже на устойчивые банки, в результате чего общие последствия могут быть гораздо тяжелее. Таким образом, максимально допустимое отношение внешнего долга к пассивам близко к уровню 20%.

Пока этот рубеж не пройден. Да и вроде бы как и предпосылок к этому нет - в мире сейчас предпочитают не занимать друг другу деньги. Да и нефть сейчас стоит больше $50 за баррель. Так что пока не все так плохо, как могло бы быть. Впрочем, 2009-й год еще не закончился, и всякое может случиться.

Новости по теме

Банков нужно в 3 раза меньше

Новости