Быстрее, ярче, короче
Коммунисты Петербурга хотят получить через суд компенсацию в миллиард рублей за цветной вариант "Семнадцати мгновений весны", в то время как поклонники фильма сравнивают в блогах его новую и старую версии
Москва. 5 мая. INTERFAX.RU – Телеканал "Россия" начал показ обновленной версии легендарного сериала про разведчика Исаева. "Семнадцать мгновений весны" – теперь в цвете. Казалось бы, дело хорошее. "По нашему заказу фильм специально "покрасили", и мы надеемся, что в таком варианте телезрители смогут получить от этой кинокартины новые положительные впечатления", - сообщили ранее "Интерфаксу" в пресс-службе телеканала "Россия".
Однако, как оказалось, выход фильма, который в советскую эпоху собирал у экранов десятки миллионов зрителей, в цветном варианте вызвал широкую дискуссию в обществе, и многие поклонники культового творения Лиозновой остались далеко не в восторге от увиденного. Причем настолько не в восторге, что готовы даже подать в суд на авторов обновленной версии фильма. Как, например, коммунисты Петербурга и Ленинградской области (КПЛО), которые потребовали через суд взыскать 1 млрд рублей компенсации за моральный вред, нанесенный демонстрацией цветного варианта телефильма.
"Взыскать с ответчика в нашу пользу в счет возмещения морального вреда 1 млрд рублей (один миллиард рублей)", - говорится в исковом заявлении в Московский городской суд, текст которого размещен на сайте КПЛО. Согласно заявлению, истцами выступают члены КПЛО, ответчиком - ВГТРК и заместитель генерального директора телеканала "Россия" Александр Любимов.
Помимо взыскания морального вреда, истцы требуют обязать ответчика обеспечить телезрителям, оплачивающим прием телевизионного сигнала ВГТРК, доступ к оригинальному телевизионному фильму "Семнадцать мгновений весны". "По вине ответчика мы и наши семьи в канун государственного праздника Дня Победы ограничены в процессе патриотического воспитания своих детей, так как продукт канала "Россия" уже не имеет высокохудожественных характеристик оригинала вследствие колоризации", - говорится в заявлении.
"На наших глазах страдают престарелые родители, у которых в особо циничной форме накануне Дня Победы ВГТРК и Александр Любимов отняли возможность просмотра оригинального фильма "Семнадцать мгновений весны". Оскорблены наши чувства патриотизма, любви к Родине, общественная нравственность и мораль, представления о соблюдении авторского права, неприкосновенности произведений искусства, что, в частности, негативно воздействует на психику несовершеннолетних членов наших семей, компрометирует Россию перед мировым сообществом", - подчеркивается в заявлении. К иску КПЛО приложены оплаченные квитанции приема телевизионного сигнала.
Пока страсти вокруг новой версии "Мгновений" еще только начинают разгораться, известный киновед Юрий Богомолов призвал стороны не драматизировать выход картины в цветном варианте и не ломать копья в борьбе друг с другом. "Считать "Семнадцать мгновений весны" особым произведением искусства не стоит. Это исторический лубок, поэтому остро вопрос, "красить" его или нет, не стоит", - заявил он в разговоре с корреспондентом "Интерфакса". "Если бы речь шла о том, чтобы расцветить, к примеру, "Броненосец "Потемкин" - самоценное и яркое произведение искусства - я бы сказал решительно "нет". "Семнадцать мгновений весны" можно смотреть как в черно-белом, так и в цветном, а также сокращенном варианте", - выразил свое мнение киновед.
Однако, судя по реакции обычных зрителей, выразивших свое впечатление от фильма в блогах, подавляющее большинство осталось все же не в восторге от первых двух серий картины, показанных накануне. Так, пользователь Живого Журнала widder_mg – ярая поклонница первоначальной версии "Мгновений" – довольно обстоятельно рассказала о том, что именно ей не понравилось в новом варианте картины. Судя по сделанному девушкой киноанализу, обретение цвета оказалось далеко не единственным новшеством фильма. В первую очередь, она посетовала на то, что в картине, которая стала теперь широкоформатной, заметно порезан кадр. Кроме того, wiidder_mg пожаловалась, что новые цвета получились все же резковаты. "При этом парадоксальным образом исчезла одна из прекрасных особенностей сериала - чёткость изображения и определённость кадра. Есть цветовые пятна, а фактуры нет. Лица пересвечены буквально все. Периодически возникает ощущение, что Штирлиц купил абонемент в солярий. Кальтенбруннер растерял свою брутальность. Шелленберг утратил сходство с Табаковым и стал похож на функционера, загримированного под "ночную бабочку". Лицо Мюллера сливается с абажуром и окном... Кроме того, я как-то привыкла, что цвет кожи на руках несколько отличается от цвета лица. Я бы перенесла и это, если бы не видела всех этих цветов в графических редакторах", - заявила ЖЖ-юзер.
Помимо некоторых других моментов – например, видоизмененных характеристик на героев – widder_mg насторожил изменившийся хронометраж серий. "Сегодня показывали первые две серии; в старом варианте они вместе идут два часа, семнадцать минут и сорок четыре секунды. Без рекламы, естественно. Сегодня эти же две серии по программе уложились в два часа ровно. С рекламными блоками между ними и во второй серии… Повнимав напряжённо некоторое время, я поняла - Копелян точно говорит быстрее, мне не кажется. Копелян банально торопится. Но как можно было ускорить текст, не изменив тембра голоса? Ещё через некоторое время ответ был найден - исчезли паузы между предложениями, великолепные копеляновские паузы", - ужаснулась девушка, добавив, что, по ее наблюдениям, серии сократили примерно на пятую часть – из фильма исчезли некоторые реплики и фрагменты.
"Три года они реставрировали изображение и звук, красили каждый кадр. Потрачены деньги, которые вполне могли бы пригодиться сиротам или инвалидам. В результате мы имеем пересвеченный фильм, запыхавшегося Копеляна и скомканное действие. Спасибо за подарок", - заключила widder_mg.